Стилист для усопших
Смерть никому не к лицу. Однако в скорбную минуту прощания для родственников и близких очень важно, чтобы покойный сохранял достойный вид. Поэтому во все времена, начиная с эпохи Древнего Египта, высоко ценилось искусство сохранения тел умерших. И поныне подобные услуги широко востребованы.
Но, несмотря на богатую историю, у профессии нет официального наименования. Людей, которые занимаются стиранием отпечатка смерти, можно назвать экстремальными визажистами, реставраторами тела и даже скульпторами в определённой мере. Один из них - Александр Николаев.
У него медицинское образование. Работая в гистологической лаборатории, он наблюдал, как санитар “исправляет” лицо умершего. Заинтересовался, попросил объяснить, что да как. С тех пор и работает “стилистом мёртвых”.
- В детстве я, конечно, об этом не мечтал, - говорит Александр. - Сказать, что нашёл призвание, - слишком пафосно. Я занимаюсь эстетизацией трагедии.
Для посмертного косметолога тело умершего - это своего рода материал для произведения искусства. Только скульптуры недолговечны. Такой подход никоим образом не означает неуважения к покойному:
- Когда человек умирает, он остаётся жить в сердцах своих близких, его помнят. А человечность надо проявлять по отношению к родственникам. Я делаю так, чтобы им не было неприятно, а только траурно, возвышенно трагично.
Ленин жил, Ленин жив?
Специальных препаратов для гримирования усопших нет. Используют театральный грим, пудру. Нередко с их помощью приходится что-то скрывать. Иногда Александр применяет и декоративную косметику. Один раз позволил себе накрасить женщину: немного губы и брови подвёл. Родственники попросили, чтобы сфотографировать.
Больше всего мастер макияжа мёртвых боится отнюдь не своих подопечных.
- Я боюсь, что не выполнят моих рекомендаций. Придут какие-нибудь всезнающие бабушки и испортят всю работу...
- Вдруг подумалось: а Ленин ещё долго “проживёт”?
- Теперь сколько угодно. Для его сохранения использовали жидкость Збарского, основанную на сочетании формалина и глицерина. Их самую эффективную пропорцию знают только русские бальзамировщики. Формула этой жидкости в определённом смысле национальное достояние.
Фото Михаила БЕЗНОСОВА