Примерное время чтения: 6 минут
108

20 тонн для робота. Как перевезти большой груз без участия людей

Сюжет Наследники Кулибина
Злата Медушевская / "АиФ-Нижний Новгород"

Роботы-курьеры, беспилотные такси – неужели будущее ближе, чем нам кажется? По крайней мере, доставить на производство груз до 20 тонн реально может беспилотник-тягач.

Об этой разработке нижегородских учёных nn.aif.ru рассказал ведущий инженер регионального научно-образовательного центра транспортного машиностроения Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Павел Береснев.

Павел Береснев.
Павел Береснев. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Досье
Павел Береснев. Родился в 1993 году в рабочем посёлке Шаранга Нижегородской области. В 2016 году окончил НГТУ им. Р.Е. Алексеева по специальности «Наземные транспортно-технологические комплексы». С 2014 года – сотрудник кафедры «Автомобили и тракторы».

Лидары и радары

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Павел Олегович, вы инженер, а такие специалисты сегодня очень востребованы на производствах. Почему вы решили заниматься наукой?

Павел Береснев: – Сейчас я бы скорее назвал себя техническим менеджером. Но участвовать в научных проектах начинал студентом даже не как инженер, а как обычный техник. Был интерес к новым технологиям.

На мой взгляд, научная деятельность шире, чем производственная. Мы можем что-то пробовать, испытывать, закупать для этого оборудование. Сегодня работать в шахте, завтра – уехать на нефтеперерабатывающее предприятие наши беспилотники тестировать. Ты не устаёшь от монотонной деятельности и слишком узких задач.

Даже выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для конкретного заказчика всё равно даёт возможность тестировать что-то новое. В научной деятельности первостепенно развитие технологий, а не только коммерческая выгода.

– Но сейчас много говорят о том, что вузовские лаборатории должны работать в сцепке с бизнесом, создавать то, что нужно конкретному производству…

– Это сложный вопрос. И требования такие действительно есть. Но, например, когда мы семь лет назад начали заниматься темой беспилотников, то большого запроса на них от бизнеса не было. Потом мы показали наши разработки крупным компаниям и пришли к совместным тестированиям беспилотных автомобилей в производственных условиях.

Сейчас наш флагманский проект – беспилотное средство на основе седельного тягача, способное перевозить грузы весом до 20 тонн. Кабина тягача оснащена лидарами и радарами, находящими препятствия на пути, дополнительной навигацией и вычислительными модулями, а также семью видеокамерами, которые позволяют точнее определять местоположение.

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Управляет машиной программа с заранее прописанными сценариями: торможение, разгон, надо уступить дорогу и так далее… Чем больше сценариев, тем совершеннее машина. Мы их постоянно дополняем в процессе тестирования.

Восстание машин откладывается

– Как я понимаю, человек в кабине беспилотника всё же нужен?

– Да, поскольку автомобиль движется в обычных условиях производства, где есть другие участники процесса, там может сложиться внештатная ситуация, не заложенная в сценарии беспилотника.

Кроме того, согласно нормам безопасности, при работе транспортного беспилотника, человек обязательно должен находиться в его кабине.

Но когда мы говорим о перевозке грузов на расстояния, где нет других участников движения, человек-оператор беспилотника может переместиться из кабины за удалённый диспетчерский пункт. Это же касается опасной зоны проведения работ – например, сложных метеоусловий. Так или иначе, присутствие человека можно минимизировать.

В ближайшее время роботы мир не захватят точно. Любой код для машины пишет человек. Например, наш тягач не может сам сгенерировать алгоритм, чтобы потом его осуществить.

Кстати, беспилотник можно назвать более безопасным видом транспорта. В любой непонятной ситуации на дороге он будет останавливаться, в отличие от водителя, который, например, где-то попытается проскочить без правил.

– Получается, человек главнее роботов, и восстания машин не будет?

– В ближайшее время роботы мир не захватят точно. Любой код для машины пишет человек. Например, наш тягач не может сам сгенерировать алгоритм, чтобы потом его осуществить. Хотя, конечно, технологии идут вперёд. Что будет лет через 10-15, сказать сложно.

Сегодня тот же бизнес заинтересован в том, чтобы максимально автоматизировать некоторые рабочие процессы. Например, складскую деятельность или курьерскую доставку. Людей банально не хватает, нужны роботы. Они не болеют, не выгорают эмоционально, не устают от монотонного труда. Думаю, здесь мы будем в ближайшие пять лет наблюдать реализацию крупных отечественных проектов, связанных с роботизацией. 

Понятно, что любые технологии, тот же искусственный интеллект (ИИ), могут нести человеку и пользу, и вред. Допустим, ИИ генерирует ваш образ, и вы можете дистанционно выступать с презентациями. Но этот образ в своих целях могут использовать и кибермошенники.

Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

У автопрома всё впереди

– Не могу не спросить: мы умеем делать хорошие грузовые машины для производства, но почему же с легковым транспортом у нас проблемы?

– Я не эксперт в этой области, но скажу, что российские технологии легкового автопрома всё же не хуже зарубежных. Чтобы выпустить хороший продукт с точки зрения эргономики, внешнего вида и прочих показателей, нужно время и инвестиции. Немецкий автопром тоже не с нуля возник.  

Что касается «светлых голов», не должен инженер-конструктор самолётов создавать легковые автомобили. Для этого нужна мощная научная школа, базис, касающийся именно производства легкового транспорта. Но я верю, что у российского автопрома ещё всё впереди.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно