Её личная история преодоления началась в 10 лет: Ольга Смирнова попала под машину, затем месяц комы, инвалидная коляска… Но она боролась - с трудом, но начала ходить, окончила институт, стала психологом. Теперь она помогает тем, кто одинок.
Только улыбки!
Интернет учит не только плохому, есть в социальных сетях и добрые сообщества. «Старость в радость. Нижний Новгород» - это группа единомышленников, которые по зову души помогают старикам. Кто-то предоставляет транспорт, кто-то приносит подарки к акциям. Каждый помогает чем может.
- Одна девушка регулярно ездит с нами в дома престарелых, но честно говорит: «Я буду таскать тяжёлые сумки с подарками, буду возить на машине, но зайти в комнату и обнять больного старого человека не могу», - рассказывает Ольга. - И я ей благодарна за то, что она не бросает нашу группу и помогает нам в силу своих возможностей.
У многих волонтёров, которые решаются на эмоциональный контакт со стариками, появляются любимчики. Своего приёмного деда (родных у девушки уже нет) Ольга встретила на одной из первых акций. Говорит, поразили его удивительные глаза и попытка отдать только что полученные и столь ценные для него подарки новой знакомой. Они общаются уже два года, пишут друг другу письма, Ольга навещает Геннадия Васильевича. Знает, если больше не приедет или не ответит на письмо - предаст уже близкого человека.
Одно из требований, которое «Старость в радость. Нижний Новгород» выдвигают своим волонтёрам, - никаких слёз. Обнимая и целуя бабушку или дедушку (это обязательный ритуал посещения), никто не должен плакать от жалости. Только улыбки и позитив. Волонтёры для стариков - внуки, «солнышки», радость. Поэтому все слёзы потом. Вышла из дома престарелых, проревелась и, если готова идти дальше, - вперёд!
Дети с наивными глазами
Сегодня под постоянной опекой волонтёров - два дома престарелых и дом ветеранов: в Арзамасском районе области, Зелёном Городе и Сормовском районе Нижнего Новгорода. Ездят в гости на новогодние праздники, 8 Марта и 23 Февраля, в День Победы и День пожилого человека. К этим посещениям готовят большой концерт, объявляют сбор подарков. Неравнодушных нижегородцев просят принести коробки конфет «Птичье молоко». Именно эти мягкие сладости, без риска для зубов, старики могут с удовольствием съесть. Ребята лично следят, чтобы все подаренные коробки были одинаковыми по весу. Лишние 50 граммов создают проблему. Бабушки и дедушки обижаются друг на друга, на волонтёров - здесь все должны быть равны. Старики, по сути, те же дети с наивными глазами. Правда, с кучей проблем и не всегда удачным жизненным опытом за спиной.
Ещё каждый месяц волонтёры приезжают в подшефные дома престарелых поздравить именинников. Но программа всё равно включает посещение всех комнат, разговоры по душам. Как ни странно, старики не жалуются, не стремятся удариться в воспоминания, они готовы слушать. Сказывается эмоциональный и событийный голод.
- Иногда я краткую «сводку» своих жизненных событий рассказываю по десять раз, смеётся Ольга. - Они спрашивают: «Как учёба? Как личная жизнь? Как себя чувствуют кошки, которые живут у меня дома?» Это только кажется, что они не одиноки, ведь вокруг люди. Представьте: на протяжении долгих лет вы и днём, и ночью живёте в одном и том же коллективе, без перспективы уйти. Долго продержитесь?
Ольга убеждена: в общении нуждаются все. Другое дело, что подход к старикам порой приходится искать долго. Но в один прекрасный момент, обернувшись, волонтёр видит, с каким теплом бабушка прижимает к груди ту же коробку «Птичьего молока», или кто-то из персонала расскажет, как дедушка дорожит фотографией с праздника, которую подарил волонтёр. Значит всё не напрасно.
Разные судьбы
Люди оказываются в доме престарелых по разным причинам. Кто-то приходит сам, у кого-то, например, сгорает всё имущество, кто-то теряет всех родственников. Очевидно одно: абсолютно одиноких людей в домах престарелых мало - у многих есть родные.
Ольга за годы волонтёрской работы видела всякие жизненные истории, но сразу вспоминает одну. Хорошую. В подшефном доме престарелых жил дедушка, у которого был сын. Он жил в другом городе и не знал, что отец находится в таком учреждении. Не общались родственники, возможно, по причине ссоры. Однажды дед попросил директора дома престарелых найти сына. Нашли. Мужчина тут же приехал и забрал отца домой. Об этом, наверное, мечтают многие старики, но судьбы у всех разные…
Однако есть люди, которые и в учреждении находят себе дело. По наблюдениям волонтёров, это касается заслуженных учителей, врачей, производственников - они живут в Доме ветеранов ВОВ и труда. Человек привык быть социально активным, у него помимо работы всегда были увлечения, так и здесь: вокал, танцы, рисование.
- Как-то звоню одной бабушке, - говорит Ольга. - Хотела поздравить её с днём рождения и вдруг слышу: «Ой, Оля, извини, я бегу. Мне надо померить давление, разобраться в библиотеке, потом написать сценарий для праздника. Пока!»
Становится легче
Когда Ольгу спрашивают, как она находит в себе силы, являясь инвалидом первой группы, помогать пожилым людям, она честно признаётся: «Мне так становится легче». Легче не в плане осознания ничтожности собственных проблем или перекладывания их на плечи других. Есть непередаваемое ощущение, что, несмотря на свои сложности, она всё же способна кому-то помочь. «Старость в радость. Нижний Новгород» - единственная волонтёрская группа в Нижнем Новгороде, которая опекает стариков. Сегодня к ней присоединяются всё больше участников. Возможно, пора свой благотворительный фонд создавать. Это уже совершенно другие возможности оказывать поддержку старикам. Идея состоит в том, чтобы помогать конкретным людям, нуждающимся, например, в качественной медицинской помощи, оборудовании, вещах.
- У нас много благотворительных фондов, которые поддерживают детей-сирот, - завершает беседу Ольга. - Я согласна, дети - наше будущее, а старики, так считает большинство - прошлое. Но именно они - наша совесть, наша душа. Если мы забудем про пожилых людей, не стоит потом удивляться, что мы в таком плохом мире живём. Когда забывают свои истоки, уходят душевность, теплота и нравственность. А это то, из чего состоит русская душа.