Масса впечатлений и несколько терабайтов фото и видео - таков «улов» участников экспедиции «Россия 360». Нижний Новгород стал предпоследней точкой пути, Таймыр, Камчатка, Чукотка и ещё десяток областей остались позади. У нас путешественники немного отдохнули, дописали бортовые дневники, поработали над собранными архивами, а также подвели первые итоги экспедиции. И пообщались с «АиФ-НН».
Чукчи уже не те
- Облететь всю страну - авантюрная задача…
И.Г.: - Такова была наша задумка. Подготовка заняла почти год: прокладывали маршрут, подбирали снаряжение. Задняя кабина была забита им до отказа. Путь пролегал через труднодоступные и малоисследованные области, мы были готовы ко всему. К счастью, многое так и не пригодилось.
- Но без трудностей не обошлось?
И.Г.: - Основные опасности были связаны с погодой. В северных и дальневосточных краях она переменчива. За 20 минут солнце может смениться градом.
Другая сложность - найти место для посадки. Вертолёту достаточно и небольшого клочка земли. Но вот летели мы, например, в Эссу. Вылетели из гор, попали в бескрайнюю тайгу. Ни одной полянки! Ни отмели, ни песчаных кос. Полёт над такой поверхностью почти столь же тревожен, как полёт над бескрайними водами.
- А как же аэропорты?
И.Г.: - Нам приходилось совершать незапланированные посадки в районах, удалённых от жилища человека. Половина пути пролегала по опасным заполярным арктическим территориям, где аэродромов мало. Есть очень хорошие, например, на Чукотке, где жизнь кипит. В посёлке Эгвекинот дороги лучше, чем в центре России.
А вот на мысе Шмидта, в Певеке, Тикси всё заброшено. Оттуда ушли военные, а вместе с ними и жизнь. В 1990-х годах уехало 90% населения. Остались только брошенные военные части, части ПВО, аэродромы.
Такие места вызывают смешанные чувства. Городища, посёлки, мёртвые кварталы и районы - не только деревянные домики, а каменные пятиэтажки! Практически безлюдные места, мы пролетали над множеством таких. Люди, которые там ещё живут, мечтают уехать.
- Общались с местными?
И.Г.: - Нет, им было всё равно. Получают дотации от государства и ничего полезного не создают. Один раз мы ночевали в посёлке Ванкарем, но и там традиционных чукчей не встретили. Большинство со смешанными, европейскими чертами лица.
«Подлетаем мы к медведю…»
- Насколько сурова северная природа?
И.Г.: - Капризна, но хороша. Нас, жителей средней полосы, завораживали ровная тундра, озерки, безжизненные лысые горы… Но в какой-то момент мы от этого устали, домой потянуло.
Видели много диких животных. Собрали целую коллекцию снимков оленей, лосей, овцебыков… У нас на вертолёте были смонтированы наружные камеры. Правда, мы с ними намаялись. Всякий раз, когда на объектив что-то попадало, приходится искать место для посадки и протирать.
Как-то видели медведя на вершине горы. Встал на задние лапы и стоит. Мы его облетели, подошли поближе, а он стоит в полный рост и на нас смотрит. В 50 метрах от тебя - медведь! Это чудо!
- Почему фотографии были одной из главных целей путешествия?
В.С.: - Когда я готовился к экспедиции, хватался за голову. Из многих северных уголков России сохранились фотографии только 1960-1970-х годов. И всё! Как будто после регион не жил.
Мы привезли огромное количество фотографий труднодоступных уголков России: природы, городов и посёлков, людей и достопримечательностей. Собираемся издать книгу, подготовить выставку, а ещё создать сайт с интерактивной картой: кликнул на какую-то точку, появилась панорамная фотография. Ты как будто находишься там. Плюс ещё есть видеоматериал для создания документального фильма.
- А ведь эта информация пригодилась бы и государству: Ростуризму, Минэкологии…
И.Г.: - Увы, государству у нас мало что нужно. К нашей затее относились со скептицизмом. Мол, непрофессионалы на каком-то утлом вертолётике отправились в те места, где должны летать бывалые полярные лётчики.
Но мы всем показали. Впервые достигли крайних географических точек России на таком виде транспорта, как наш вертолёт.
- Он, кстати, действительно выглядит очень хлипким.
И.Г.: - У нас лёгкое воздушное судно, почти летающий автомобиль: пятиместный салон, вес 1,2 тонны со снаряжением, проходит техобслуживание по числу налётанных часов. Правда, стоит в разы дороже.
- Может, когда-нибудь у каждой семьи будет не только машина, но и вертолётик?
И.Г.: - Не нужно быть владельцем вертолёта или самолёта, чтобы на них летать. Можно арендовать судна в аэроклубах.
В любом случае авиация - штука дорогая и неприбыльная, в неё приходят только по призванию. Она требует серьёзной выучки и подготовки. Не летал 3 месяца - пересдавай экзамен. Пересел на судно другого типа - переучивайся. Это требования безопасности. США доказывают, что всё это не такие уж преграды для развития частной авиации. Там на всю страну 300 частных воздушных судов, на каждые 50 человек приходится пилот. В России нас всего 2000 человек на 140 млн населения. Нужна политическая воля, авиационная инфраструктура… А потенциал развития авиации в России велик.