Стоянка человека
Бывало, бредёшь по берегу речки Подборицы, а под ногами кремешки самых разнообразных цветов и оттенков от чёрных и красных до белых и даже прозрачных. Спросишь у местного старика-рыболова, сидящего на бережку в утренний час, а он в ответ:
- Сколько, милок, себя помню, эти кремешки мы здесь завсегда находили. Все интересные такие, с гранями, будто сотворил их кто.
…Камушки эти много тысячелетий назад люди и правда обрабатывали - разбивали куски кремневой породы, а затем костяными или каменными отбойниками аккуратно откалывали мелкие чешуйки - археологи называют их отщепами. Постепенно в руках первобытных мастеров эти кремешки превращались в орудия труда и охоты.
Первую стоянку древних людей на берегу Кусторки учёные обнаружили ещё в 1939 году. В 1950-х - начале 1960-х археологи нашли ещё несколько стоянок. Но по-настоящему комплексными исследованиями тамошних берегов занялся с 2000 года Андрей ГОНОЗОВ, руководитель археологической экспедиции исторического факультета ННГУ. Оказалось, что этот Венецко-Щербинский археологический комплекс насчитывает более 40 стоянок древних людей. Они жили на берегах Кусторки и Подборицы с эпохи мезолита (7-е тысячелетие до н. э.) и до раннего железного века (1-е тысячелетия до н.э.). То есть древние люди заселяли берега этих водоёмов на протяжении 7 тыс. лет.
А знаете ли вы, что во всём мире нет ни одного города или даже государства, просуществовавшего столько тысячелетий? На берегах же этих двух водоёмов племена рыболовов-охотников (в мезолите, неолите), а затем воинов-скотоводов (в бронзовом веке), одетые в шкуры, кожу и вооружённые лишь луками да каменными топорами, жили тысячи и тысячи лет. Маленькие посёлочки этих древних людей располагались лишь на узкой полосе старицы Оки длиной в 3 км, а шириной - всего в 50-80 м. А ведь население каждого такого рода-племени - 600-1000 человек.
Общежитие эпохи неолита
Археолог Андрей Гонозов и сегодня может различить на песке неглубокие западины, оставшиеся от древних жилищ. Археологи провели десятки реконструкций раскопанных ими неолитических жилищ. Например, в раннем неолите местные племена балахнинской археологической культуры (4-3 тыс. лет до н.э.) строили жилища большие, однокамерные. А значит, и жили они в одном просторном доме по нескольку десятков человек. Вместе готовили еду, вместе обрабатывали скребками шкуры, вместе лепили горшки, вместе ели и пили. Благодаря реконструкциям внутренних интерьеров этих жилищ археологи выяснили, что и спали они тоже все вместе - на высоких дощатых общественных нарах.
Зато представители волосовских племён, обитавшие в 3-2 тыс. лет до н.э., сооружали свои полуземлянки с несколькими небольшими бревенчатыми комнатками, разделёнными между собой переходами. Они были уже более продвинутыми - для каждой семьи была однокомнатная «квартирка».
Обмануть богов
Первобытных людей, живших в древности на территории современной Нижегородчины, ни в коем случае нельзя считать дикарями. Уже тогда у этих «детей природы» сложилось своё духовное миропонимание и даже искусство...
Как-то, прогуливаясь по песчаному берегу реки Подборицы, я внимательно смотрел себе под ноги. И в одном следе коровьих копыт на вдрызг разбитом культурном слое я заметил маленький кусочек кремня. Подняв его, я обомлел. Это была кремневая скульптурка то ли гуся, то ли уточки. Но самое любопытное, что именно на этой стоянке археологи несколькими годами раньше уже находили кремневую фигурку маленькой уточки. Изредка подобные изделия мелкой кремневой пластики, которым древние мастера придавали форму птиц, рыб, животных и даже людей-богов археологи находят на волосовских поселениях в бассейне Оки.
Но кому было надо изготавливать из маленьких кусочков кремня изображения животных и людей? А дело было, возможно, так. После долгой и голодной зимы мужчины волосовского племени начали готовиться к прилёту дичи - уток и гусей. Птицы должны были прилететь через несколько лун, а поэтому, чтобы прокормить всех членов рода - взрослых и детей, в первую же охоту им требовалось добыть много птиц. Но, согласно религиозным взглядам первобытных охотников всякий промысел обернётся неудачей, если не принести духам жертвы. Их-то и должны были изображать маленькие фигурки гуся и уточки из кусочков кремня. Люди, должно быть, бросали фигурки в пламя одного из костров, словно даруя своим богам мясо и кровь живых существ. И с восходом солнца шли на охоту в надежде на удачу...