Примерное время чтения: 6 минут
133

В Нижнем возрождают парк Победы

Валерий Киселёв одержим идеей возродить парк.

Наш гость Валерий КИСЕЛЁВ - журналист, писатель, автор нескольких книг о Великой Отечественной и о войне в Чечне, а сейчас - директор Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности в парке Победы.

Танки на Гребном

- Валерий Павлович, вы руководите одним из самых любопытных городских проектов. Расскажите, каким же предстанет парк перед горожанами этим летом?

- Начнём с того, что парку 28 лет - его заложили к 40-летию Победы. На 9 гектарах разбили аллеи, поставили урны, посадили деревья и… забыли. Хотя, на мой взгляд, содержать этот парк должно было быть делом чести для городских властей! Все эти годы ветераны писали в разные инстанции, просили чиновников обратить внимание на парк. Наконец, власти Нижнего Новгорода осенью прошлого года приняли решение о возрождении парка Победы с размещением на его территории музея техники.

Сегодня в парке стоят 20 единиц военной техники: тяжёлый танк Т-10, танк Т-34, «Катюша», пушки ЗИС-2, ЗИС -3, 122-миллиметровая гаубица, самолёт Миг-27… Всё не стоит называть, лучше прийти и посмотреть. Ждём прибытия Мига-31. Десантники хотят установить в парке БМД - боевую машину десанта, ждут разрешения министра обороны Сергея Шойгу…

- Откуда прибыла техника?

- Пять единиц от Минобороны, часть экспонатов передал машиностроительный завод - он выпускал в годы войны пушки и миномёты. «Катюша», Т-34, пушки приехали из Донского монастыря. По просьбе региональных властей Патриарх Кирилл благословил их передачу в Нижний.

 

Военную технику привезли из монастыря.

 

- Поговаривают, что в парке планируется разместить экраноплан. Когда мы его увидим?

- Конечно, разместить экраноплан на берегу Волги - заманчивая идея. Есть даже предложение разместить внутри его часть экспозиции музея. Но на его получение нужно разрешение министра обороны. Экранопланы - суперсовременная техника. В России их осталось всего два - в Каспийске, в неприглядном состоянии, и недостроенный - на заводе в Сормове, он готов на 95%. Использовать экраноплан, в строительство которого вложены огромные средства, только как экспонат - неразумно. Надо найти средства на его достройку...

Отставить игры!

- Появятся ли на территории парка крытые выставочные комплексы?

- Сейчас проектируют здание музея техники площадью более 2000 кв.м. Как только позволит погода, начнётся строительство рубежа обороны - траншеи, ДЗОТа, блиндажа, землянки, позиции артиллерии. В День Победы здесь пройдёт «бой», конечно, со стрельбой холостыми.

А летом в парке можно будет послушать и гармонистов, и песни времён войны… Мечтаю, чтобы, например, отец мог рассказать и показать сыну, как он служил механиком-водителем на БТР или оператором-наводчиком на БМП.

По долинам и по взгорьям…

- Валерий Павлович, откуда у вас такое увлечение темой Великой Отечественной?

- Интерес к военной истории - с детства. Отец был военным, дядя, деды - все воевали. Мечтал стать военным журналистом. На истфаке университета писал дипломную работу по истории 137-й Горьковской дивизии. Это была первая горьковская дивизия, ушедшая на фронт! Знакомился с ветеранами, работал в архиве Минобороны в Подольске…

Я должен был своими глазами увидеть места боёв. Чтобы почувствовать, что испытали солдаты, надо было идти только пешком. В 1976 году доехал до Орши на поезде и по копии фронтовой карты пошёл пешком вдоль Днепра, как и солдаты 137-й в начале июля 41-го. Первый марш-бросок в 70 км от Орши до Могилёва был особенно тяжёлым, хотя шёл я налегке, а не с оружием и снаряжением. Шёл 20 часов, старался не останавливаться. Было чувство, что сумел, дошёл, как наши солдаты. Помню, сел, прислонился спиной к берёзе на обочине и мгновенно заснул. А утром - опять пошёл, к месту первого боя дивизии. В то лето дней за сорок прошёл от Орши до города Ефремова Тульской области примерно 700 км.

Скорбная миссия

- Наверное, волнительно побывать на местах боёв земляков…

- Не то слово! В июле 76-го на месте первого боя дивизии у меня было чувство, что война закончилась год назад. Заросшие травой окопы, на земле лежали ржавые каски, пробитые пулями, гильзы, то и дело - могильные холмики. Бабушка из ближайшей деревни показала мне могилы солдат, которых она тогда хоронила: в одной - тридцать человек, в другой - четверо.

Спустя несколько лет я приезжал на место одного боя с единственным выжившим тогда солдатом - он откликнулся на мою статью в газете. Невозможно описать чувства этого человека, когда он нашёл свой окопчик, где сидел 40 лет назад…

А в 1999 году я получил официальное разрешение от властей Белоруссии перезахоронить найденные на месте боя останки наших солдат-земляков на их малой родине. Мне выделили взвод солдат с миноискателями, и мы тщательно «прозвонили» место боя. Нашли останки 12 солдат. Точно знал, что все они были из Павловского района Горьковской области. Имена и фамилии, к сожалению, узнать было невозможно. Тогда на похороны погибших воинов, отцов и дедов, пришёл, наверное, весь город Павлово!

- Многие нижегородцы пожелают почтить память воевавших дедов и прадедов, разместив их фотографии в музее. Будет ли у горожан такая возможность?

- В парке планируем установить Стену памяти, состоящую из фотографий не вернувшихся с фронта горьковчан, тружеников тыла, ветеранов. Работает над проектом известный фотохудожник Игорь Пшеницын.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно