Примерное время чтения: 11 минут
396

Нижегородка дожила до 100 лет благодаря детям, любви и движению

Фото Эльфии Гариповой

«Какие 100 лет?»

Фото Эльфии Гариповой

 Клавдия Павловна Степанова искренне рада гостям и тут же усаживает всех за стол, заставленный конфетами, пирожными и прочими сластями к чаю. «Раньше-то я сама пироги пекла, да какие! – вспоминает юбилярша. - Со всей округи ко мне дети сбегались, друзья моих внуков: «Баба Клава, какие у тебя пирожки вкусные!» А я и рада: накормлю всех. По восемь противней пирогов пекла. Вот только года два как перестала сама печь: руки уже не те. А для хорошего теста нужен крепкий замес». Клавдия Павловна, с седой короткой стрижкой, одета аккуратно и строго. Кокетливый браслет на ее запястье выдает: готовилась к празднику. Ведь 100-летие – это серьезная дата! Хотя выглядит пожилая женщина гораздо моложе своих лет. «А я иногда даже и не чувствую свой возраст. Какие сто лет? Да мне пятьдесят! – смеется Клавдия Павловна. – Просыпаюсь и говорю себе: «Вставай, бабушка, иди давай дела делать, нечего лежать! Я всю жизнь в трудах и хлопотах, все время в движении, присесть было некогда. Вот и весь рецепт моего долголетия».

Фото Эльфии Гариповой

Ни у кого не сидела на шее с 12 лет

Клавдия Павловна начала трудиться рано, как обычно и случается с деревенскими детьми. У родителей их было шестеро, а Клава самая маленькая. Родилась она в деревне Сосновка Спасского района за год до начала Первой мировой войны. Отца как забрали на фронт, так она его и не видела до пяти лет. Вернулся отец с войны только в 1918 году. Девочка его не помнила. «Вошел в избу какой-то незнакомый мужчина, - вспоминает Клавдия Павловна. - Схватил портрет батюшки-царя, который висел на стене, разбил его об пол и истоптал. Я малая была, не понимала ничего про революцию. Испугалась, убежала к соседям и целую неделю боялась показаться дома: все плакала, так жалко было царя». Тяжело жилось в деревне в середине 20-х годов, голодно. У Клавы даже лаптей не было, чтобы ходить в школу. Старшая сестра к тому времени уехала работать в Нижний Новгород и позвала 12-летнюю Клаву жить к себе. «Ни дня я не сидела у сестры на шее, так с 12 лет и пошла работать «в люди», -говорит Клавдия Павловна. – В няньки нанималась, с детьми чужими сидела, потом в прислугу пошла. Да и в сестриной семье по хозяйству подсобляла. Все заработанные деньги сестре отдавала, чтобы не быть ее семье в тягость». Так и трудилась Клава шесть лет, не покладая рук, бралась за любую работу.

Не делила детей на своих и чужих

Фото из семейного архива семьи Степановых

 А когда ей исполнилось 18 лет, вышла замуж. Приглядел ее сосед по дому, Николай, мужчина видный и серьезный. Он был старше Клавы на десять лет, после смерти жены остался с четырьмя детьми на руках, мал-мала меньше. Старший сын был всего на десять лет моложе мачехи. Молодая жена не испугалась трудностей. Растила детей, как родных. Еще и свои две дочери родились, Ирина и Светлана. «Муж у меня был отличный, - глаза Клавдии Павловны увлажняются от воспоминаний. – Дай Бог каждой такого: внимательный, добрый, заботливый. Дети у нас выросли хорошие, а соседи по дому даже не знали, что не все мне родные, я их никогда не делила на своих и чужих».

Фото Эльфии Гариповой

Дочери Степановой заботливо подливают матери в чашку свежего чая и пододвигают коробку конфет. Светлана, у которой в доме сейчас живет Клавдия Павловна, приносит медаль с красивой гравировкой «100 лет».

Фото Эльфии Гариповой

 Это внуки из Москвы подарили Клавдии Павловне на юбилей. Всего у нее шестеро детей, восемь внуков, 13 правнуков и три праправнука.

27 литров крови спасали жизни

Женщина надевает медаль, утирает слезы платком: «Все мои деточки, все мне родные. А ведь во время войны у меня еще один названный сын появился». Когда началась война, муж Степановой. Николай, ушел на фронт. А Клавдия устроилась работать санитаркой в госпиталь. Раненых было много, постоянно требовалась донорская кровь. У Клавдии первая группа, поэтому к ней часто обращались врачи с просьбой сдать кровь. Она никогда не отказывалась. Как-то раз она сдала очередную порцию - примерно поллитра крови. И на другой день глубокой ночью к ней обратились снова. «Говорят: «Клава, выручай! – вспоминает Степанова. – Оказывается, привезли парнишку лет восемнадцати, операцию ему надо было делать, потеря крови большая, а в госпитале запаса нет. Говорят, до утра парень не доживет. А у меня самой муж и старший сын на фронте. Ну, я и легла на соседний стол, прямо от меня ему кровь и стали перекачивать. Поправился этот солдатик-то. Благодарил меня, письмо потом прислал: «У меня теперь две мамы: одна родила, а другая от смерти спасла». А я было мне в ту пору всего 28 лет».

Фото из семейного архива семьи Степановых (Клавдия Степанова- вторая справа в верхнем ряду)

 За годы войны Клавдия Павловна сдала для раненых 27 литров крови. Еще приходилось для госпиталя и овощи, и бревна с баржи перетаскивать (с той поры плохо работает правая рука). «Совестно сказать, - переживает Клавдия Павловна, - но иногда и себе брала с детками немного капусты или свеклы: кормить-то семью чем-то надо было. Думаю, Господь меня за это простит».

Фото Эльфии Гариповой

 За трудовой подвиг в годы войны Степанова получила правительственные награды. «Муж с войны вернулся, сказал: «Хватит, Клава, наработалась, отдыхай», - рассказывает Клавдия Павловна. – Детей растила. Все заботы о семье на себя взял муж: он тогда работал директором Нагорного пищеторга. Так мы и прожили с ним 33 года».

Оказалась здоровее невропатолога

После смерти мужа Клавдия Павловна устроилась в детскую поликлинику №1 Приокского района, в которой проработала санитаркой до 79 лет. Из больницы Степанову на пенсию даже не хотели отпускать - так любили эту исполнительную и добрую женщину. Но возраст все-таки берет свое. Хотя для своих лет Клавдия Павловна очень бодра и моложава.



Недавно участковый врач прислала к ней невропатолога, чтобы посмотрела ее правую руку и дала бы ей вторую группу инвалидности. «Невропатолог попросила меня поставить ноги вместе и до полу нагнуться, - смеется юбилярша. – Ну, я и согнулась раза два. А врач и говорит, что она сама так не может, и я еще здоровее, чем она. Так и не дали инвалидность. И то правда: здоровьем меня Бог не обидел, ни инфарктов, ни инсультов, давление, как у космонавта».

Фото Эльфии Гариповой

 

Фото Эльфии Гариповой

 

Клавдия Павловна за разговором все время что-то делает: то чай по чашкам разливает, то идет посуду мыть, то на старенькой швейной машинке что-то строчит. «Наша мама не сидит на месте, - улыбается Светлана. – Она такой живчик: то здесь пыль потрет, то тут что-то помоет, что-то зашьет, там уберет. Говоришь ей, чтобы не напрягалась - не слушает».

Секреты ее долголетия

Фото Эльфии Гариповой

 Обе дочери Клавдии Павловны тоже выглядят намного моложе своих лет: Ирина – 81 год, а Светлане - 66 . Минимум морщин, хороший цвет лица. Видимо, получили от своей мамы здоровые крестьянские гены. И все-таки не одна генетика все решает, может быть, у 100-летней женщины есть какой-то особый рецепт долголетия? Дочери улыбаются: «У мамы день рождения 16 марта, а записано в паспорте – 20 марта, вот, наверное, небесная канцелярия сама уже запуталась. Поэтому еще пригласим всех и на празднование маминого 105-го дня рождения». Клавдия Павловна советует на зацикливаться на бытовом: есть кусок хлеба и чашка чая - уже хорошо. Она никогда не курила, из крепкого могла выпить только шампанское по праздникам. «У меня отец долго жил, целых 93 года и мне эстафету свою передал. А у меня никаких особых рецептов нет, - говорит Клавдия Павловна. – Просто я всю жизнь много заботилась о своей большой семье, держала кур, поросят, коз, ходила за водой на колонку, топила печь. Никогда не сидела без дела и устатка не знала. Еще любила я всех вокруг, желала только добра. С любовью жить легче».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно