Нижний Новгород, 6 декабря - АиФ-НН. Не уйдём ли мы под землю вместе со строящимися подземными галереями? И почему наши предки очень осторожно обходились к подземными реками? И не смоет ли станцию «Горьковскую»? Об этом рассуждают эксперты.
Официально: земли не хватает
Уходить вглубь необходимо – считают власти. Губернатор Валерий Шанцев не раз заявлял о необходимости уделить особое внимание подземному строительству: это уже сделано в Москве под Манежной площадью или в подземном комплексе под парижским Лувром.
- В последние годы во всём мире сложилась тенденция активного освоения подземного пространства. Для строительства таких объектов используются современные технологии, которые позволяют создавать подземные сооружения в любых грунтах, - поясняет Вера КАЗАНЦЕВА, замдиректора департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода. – Всё зависит от качества и тщательности геологических исследований, продуманности проекта и качества строительных работ. Специалисты утверждают, что возведение многоэтажных объектов вполне реально. В Нижнем, думаю, это тоже возможно. Тем более город сейчас испытывает дефицит земли для строительства, особенно в центре города. Освоение подземного пространства – это и решение проблемы нехватки парковочных мест, это и развитие транспортной инфраструктуры за счёт метро. Нижегородцы уже прочувствовали всё удобство новой станции метро «Горьковская».
Фото Натальи Халезовой |
Ресторан под собором?
Многие архитекторы до сих пор с содроганием вспоминают городской совет по архитектуре в мэрии в январе 2009 года, где как раз и обсуждались подземные перспективы центральных площадей столицы Приволжья. На площади Горького инвесторы предложили построить многоуровневый торгово-развлекательный комплекс Gorky Plaza с парковкой, банками, бутиками, увеселительными заведениями. Как только показали, как фантастически видоизменится привычный облик пл. Горького, все в зале ахнули и замотали головами.
Второй проект вызвал большее одобрение, потому что был скромнее и предполагал строительство подземного паркинга, а также небольших торговых площадей в подземных пешеходных переходах. При этом внешний вид площади не должен был измениться. На площади Свободы архитекторы готовы были разрешить строить 4-хуровневый подземный паркинг также с минимумом торговых мест.
Болью в сердце и бурным возмущением отозвался проект подземного ТРЦ под площадью Минина – с парковкой, магазинами, ночным клубом, ресторанами, спортивной зоной и музеем. Также инвесторы хотели восстановить Благовещенский собор и Александровскую церковь на самой площади. «Как может ночной клуб располагаться под гимназией № 1, а ресторан - под собором?» - возмутились и чиновники, и архитекторы. И запретили.
Цена вопроса
В последнее время подземное строительство бурно обсуждается вокруг возможного строительства торгового центра под пл. Горького. Кстати, он здорово напоминает концепцию Gorky Plaza.
- Понятно, что нужно осваивать подземное пространство, приводить в порядок центр города, решать проблему парковок. Вопрос, какой ценой. Например, торговый центр на площади Горького неуместен по многим причинам. Это мнение многих неравнодушных экспертов, – считает Ирина АГАФОНОВА, главный архитектор научно-исследовательского предприятия «Этнос», аттестованный эксперт государственной историко-культурной экспертизы. – Много вопросов нужно проработать, прежде чем принимать решение о подземном строительстве. Под площадью сложившаяся экосистема с уникальными деревьями 30 разных видов. Нам, конечно, говорят, что деревья снова посадят, но сколько они будут расти и выживут ли вообще?
- Подземное пространство – это серьёзный резерв для решения проблемы дефицита, особенно в центре города. Другой вопрос – какой ценой это может быть получено, во что обойдётся безопасная эксплуатация, - рассуждает Вадим ВОРОНКОВ, заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор Горького в 1961-1986 гг. – Зачем на пл. Горького строить торговый центр? Он только привлечёт транспорт. Ну, нельзя же идти на поводу у тех, кто стремиться получить большой барыш. Нужно учитывать интересы коренных жителей города. Мы уже все облеплены торговыми центрами. Один объект на пл. Лядова чего стоит. Люди, кроме того, что покупают и веселятся, ещё много чем занимаются. Почему не сделать ограничение въезда в исторический центр города или введение платного въезда на личном транспорте?
По мнению архитектора, в центре есть места, которые можно использовать под подземное строительство, - это засыпанные овраги. Это более безопасный вариант. А непродуманные подземные работы под площадью Горького, по словам В. Воронкова, приведут к нарушению уровня грунтовых вод, причём на большие расстояния. А отсюда и обводнения, и обрушения, и тяжёлое санитарное состояние. Потопа и даже нашествия гнуса не миновать.
Эксперты предлагают провести серьёзные гидрогеологические исследования и составить карту города, где можно проводить земельное строительство. Также обязательно нужна экспертиза зданий и сооружений.
Фото Натальи Халезовой |
Областные власти успокаивают, что до реализации проекта подземного торгового центра на пл. Горького далеко – как пояснили в министерстве инвестиционной политики области, инвестсовет при губернаторе одобрил только возможность строительства ТРЦ. На сегодняшний день есть только эскиз. Проектную документацию ещё не рассматривал градостроительный совет региона.
- Ни о каком выделении участка под строительство речи не идёт, - подчеркнули в облправительстве. Так что можно спать спокойно. Пока…
Река, захватившая город
Об опасности вмешательства в подземное пространство активно говорит Елена КАРМАЗИНА, доцент кафедры архитектуры Нижегородского архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Вот уже 5 лет она исследует сложную гидрогеологическую ситуацию на подземные реки исторического центра города, их влияние на застройку. Архитектор, основываясь в том числе на данных XIX века, по крупицам воссоздала карту подземной реки Ковалихи (см. карту), которая может воспротивиться подземному строительству под площадью Горького.
- Нужно обязательно исследовать подземные реки, без этого строить ничего нельзя. Вторжение нарушит все подземные стоки. Река Ковалиха – это не просто ровный канал, это разлапистый поток со множеством рукавов, точное их количество никому не ведомо. Ковалиха живёт! Такое строительство, как задумали на площади Горького, архидорого обойдётся инвестору, ведь именно за счёт застройщика будут проводиться не только геологическое исследование, строительство, но и укрепление фундаментов существующих домов на площади, восстановление всего сквера. Оно того стоит? – говорит специалист. – Кроме того, оно может обернуться катастрофой.
Кстати, именно из-за опасности обводнения Елена Кармазина и выступала в конце 1980-х за строительство метро глубокого заложения как более безопасного.
- Петербург построен на болотах, поэтому место строилось на большой глубине и надёжно до сих пор, - рассуждает Вадим Воронков. - Нижегородское метро в заречной части строилось поперёк стоков грунтовых вод, поэтому там были установлены установки, которые непрерывно откачивают воду. В нагорную часть провели метро мелкого заложения.
Но в Главном управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей (ГУММиД) в Нижнем Новгороде, успокаивают: новая ветка метро в нагорную часть города безопасна, а обвал тоннелей при их эксплуатации исключен. И подтверждают свою позицию многочисленными экспертизами («Зачем метро у реки» - «АиФ-НН» № 48 от 28 ноября). По мнению метростроевцев, «подземные реки» - лишь литературная гипербола. Главное – чтобы эта гипербола наружу не вышла.
Интересный факт
По словам Елены Кармазиной, в месте, где собираются строить стадион для чемпионата мира по футболу-2018, - два огромный зарытых пруда. Когда возводили собор Александра Собора, знали об этом, поэтому перестраховались: храм с крестом высотой 76 м стоит на дубовом плоту в глиняной ванне. - Если участок осушить, нарушить гидросистему, собор может рухнуть. Это нужно учитывать при строительстве стадиона, - считает эксперт. – Организация дренажной системы может сказаться и на соборе.