Мы всегда с содроганием ждем новой зимы, когда городские улицы превращаются в каток, щедро замаскированный снегом и песком. Как российские коммунальщики приготовились к зиме? Изменится ли наконец их подход к работе?
Реагент с удобрениями
Этой зимой способ уборки дорог, улиц и дворов в Нижнем Новгороде изменится. Обещают, что реагенты превратят рыхлый снег в воду, и она отправится в ливнёвку. Вред газонам на обочинах будет нулевой, и даже наоборот - часть реагентов, по словам городских чиновников, будет с добавлением минеральных удобрений. И припаркованные по обочинам авто помехой для разбрызгивания химикатов не станут - распределительная машина доставит реагент точно под колёса. Но за такие чудеса надо платить. По данным городских властей, химикаты в 10 раз дороже песко-соляной смеси, но, правда, в 5 раз экономичнее. Проверять же его влияние реагентов на обувь предстоит нам всем, месяцами гуляя по городским дорогам.
В начале зимы у дорожников Казани в запасе было около четырех тысяч тонн реагента. В 2014 году закупят еще около 20 тонн. Как показывает опыт, этот противогололедный материал наносит гораздо меньше вреда окружающей среде, не забивает ливневые коллекторы. Однако пока что полностью перейти на реагенты нет возможности из-за финансов.
Реагент в этом году оказался не по карману и Челябинску. Заместитель сити–менеджера по дорожному хозяйству города Владимир Алейников сообщил, что в этом году власти закупят только песко–соляную смесь, которой посыплют тротуары, чтобы избежать гололеда. Алейников отметил, что отказ в этом году от противогололедного реагента «Бионорд» не связан с его неэффективностью, просто препарат Челябинску не по карману. Чиновник считает реагент качественным, несмотря на просочившуюся кое–где информацию о якобы его недейственности.
«Галит» и бишофит
Подрядчики Перми используют для посыпки улиц реагент типа «Галит» и песко-соляную смесь. При этом тротуары посыпают только песко-соляной смесью. В городской администрации сообщили, что это связано с тем, что «песок обеспечивает безопасное и комфортное передвижение по тротуару».
Для дорог предпочитают использовать «Галит», который способен растапливать лед при температуре ниже -10-15 градусов. Однако если становится холоднее, дорожным службам приходится использовать традиционную смесь.
В эту зиму улицы Петербурга будут посыпать солью и песком или гранитной крошкой. Солью - в центре Петербурга, а крошкой - в спальных районах и парках, потому что она забивает ливневые канализации, реагенты же вообще не будут использовать.
Кстати, глава Комитета по благоустройству Петербурга Владимир Абраменко вовсе запретил чиновникам и специалистам использовать это слово. «Мы применяем противогололёдные материалы, и чтобы я не слышал слова «реагенты» от глав районных администраций и сотрудников профильных комитетов. У нас есть природные материалы, а реагентов у нас нет», - заявил чиновник.
Технологии содержания дорог в Чебоксарах этой зимой не изменились. Дороги по-прежнему будут обрабатывать песчано-соляной смесью. Причём в ее состав входит 2/3 песка и 1/3 технической соли. Улицы Смоленска будут тоже посыпать солью и песком.
В Волгограде также делают упор на песко-соляную смесь, а в городе Волжском Волгоградской области уже не первый год используют бишофит, который по принципу действия схож с технической солью, однако более эффективен.
Польза или вред?
Коммунальные службы Самары активно применяют противогололёдный реагент «Бионорд», однако местные интернет-издания регулярно публикуют информацию о высокой токсичности этого вещества.
«Безвредных реагентов не бывает вообще. Но «Бионорд» менее вреден, чем песко-соляные смеси. Прежде всего, за счет компонентов, в него входящих. Так, например, за счет используемого в этом реагенте хлорида кальция массовая доля хлорида натрия - уже не 100%, как в песко-соляной смеси, а в два и более раз ниже», — заявил председатель социально-экологического союза, член Общественной палаты Самарской области Сергей Симак.
В Воронеже пользуются и песко-соляной смесью, и реагентом. Но его применяют точечно: на тротуарах, склонах и подъемах. Специалисты не рекомендуют использовать реагент на всех городских улицах, поскольку он способствует гниению кожи обуви и стирает автомобильную резину.
В Туле реагент также применяют точечно, а для борьбы с гололедом на дорогах и тротуарах Новосибирска традиционно используют песко-соляную смесь. Кстати, до недавнего времени утилизация собранного с улиц снега была настоящей головной болью для коммунальных служб Новосибирска. Участков под снегоотвалы не хватало, а используемые в России снегоплавильные машины не могли перерабатывать снег с песком. Чтобы решить эту проблему, построили новый снегоплавильный комплекс, который начал работать в декабре. Собранный во время плавки снега песок можно использовать повторно для противогололедной обработки дорог.