Примерное время чтения: 5 минут
219

В Нижегородском театре драмы премьера.

Авантюра с Вассой

Очередная премьера по произведению великого земляка - вполне логичная вещь, тем более что театр носит имя Горького. Оттого ставить его пьесы намного сложнее и ответственнее. Сколько уж сказано по его произведениям в русском театре, сколько переосмыслено. И вновь и вновь режиссёры стремятся к нему прикоснуться, пытаясь освежить классику, найти в ней современные нотки.

- Я люблю говорить:  «Классика написана сегодня утром». Именно поэтому нам и необходимо было сохранить утреннюю свежесть Горького, - говорит Модест Абрамов, режиссёр спектакля, худрук Государственного молодёжного театра Белоруссии. - Я выбрал первый вариант «Вассы» именно из-за его сильной психологичности. Как в «Климе Самгине», где отражена прежде всего психологическая сторона жизни. Режиссёры порой опускают эту черту Горького. А мне хотелось его «очеховить».

Это мотивация режиссёра. А сама история с Вассой началась с волевого решения худрука театра драмы Георгия Демурова снова поставить Горького, даже если спектакль будет не кассовым и народ будет говорить: «Опять Горький!»:

- Пусть пьесе и 100 лет, но она наполнена ожиданием изменений в обществе, она рассказывает о разломе семьи. Разве это не современно? - рассуждает Георгий Демуров.

В молодости Демуров работал в Минске и, естественно, ходил по театрам. И ему запали в душу спектакли Модеста Абрамова. И вот спустя столько лет Демуров решил найти режиссёра для авантюры с Вассой. Неделю через белорусских приятелей искал телефон Модеста Модестовича.

- Я позвонил - он в трусах делал ремонт (смеётся). И сразу наткнулся на сомнения: «А актриса есть? Всё-таки ехать в другую страну». Для него героиня была главным вопросом…

Рулевой под колесом судьбы

…А актриса на эту роль в нижегородской драме действительно была. Тамара Кириллова, заслуженная артистка России.

Васса - сумрачная, измученная жизнью, мужем, бытом женщина. Как это знакомо многим нашим дамам! Да, она не похожа на Железнову, сыгранную Раневской, Пашенной, Чуриковой, Крючковой или Голуб. Но здесь и не было такой цели. Наша Васса чуть провинциальная, но это так идёт героине Горького. В ней есть наша «нижегородскость» со всеми плюсами и минусами. И поэтому она так органична в этой роли. И пусть она не производит впечатление дородной купчихи, властной промышленницы (даже объёмное платье не скроет миниатюрную фигурку Тамары Кирилловой). Но в этом варианте пьесы она прежде всего мать (таким и был подзаголовок первого варианта «Вассы»). Её бизнес-качества здесь не выставляются на первый план. Она не так кровожадна, как Железнова во втором варианте произведения. Она не травит мужа, не борется за своих внуков. Она - центр семейной жизни и главный её рулевой.

Она измучена мыслями о разрушающейся семье, на её глазах умирает муж, детки начинают делить наследство. Она пытается манипулировать обстоятельствами и людьми, но они ей уже неподвластны. Колесо судьбы несётся на неё, и все мечты о спокойной будущей жизни, где она гуляет с дочерьми по саду, нянчит внуков, так и не станут явью. Но зритель не увидит ни её слёз, ни раскаяний. У такого монолита все её грехи уйдут вместе с ней.

Беспамятный мастер

Отдельное место в спектакле занимает мэтр - Георгий Демуров в роли Прохора Железнова, брата мужа Вассы. Абсолютно шикарный зрелый актёр, колоритный, характерный, красавец-мужчина, ироничный балагур. От него всегда можно ждать каких-то фишек на сцене. Хоть он и признаётся, что не несёт за собой багаж актёрской памяти. Для него каждая роль - с нуля.

Вот и в этом спектакле «обновлённый» Демуров предстаёт во всей красе. Его безнравственность, играющая и манящая, его речи о семье циничны, но так недалеки от истины. Он эстет, театрал, лёгкий, танцующий герой, не обременённый ни семейными узами, ни карьерными обязательствами. Поэтому так падки на него восторженные девицы. Он полный антипод своего лютого брата, умирающего за кулисами, который мало того что пивал и погуливал, да ещё и бивал беременную Вассу. Прохор на это не способен. Он очаровательный весельчак и харизматичный гуляка. Но для него конфликт, разрывающий семью, закончится плачевно - он не намного переживёт брата (вполне ясно, что ему помогли уйти из жизни).

Демуров украсил бы любой столичный театр. Но он верен Нижнему.

Его величество русский театр

Спектакль получился очень достойный. Хотя Тамара Юрьевна и Георгий Сергеевич перекрывают всех остальных героев и на этих столпах держится постановка. Состоялся очень русский спектакль. Как и хотел Модест Абрамов, для нас уже зарубежный режиссёр.

- Я большую часть жизни проработал в России, поэтому обожаю русский театр, в центре которого - его величество артист, - признался Модест Модестович. - Мы смотрим на Запад и теряем алмазы русского театра. Я ставлю спектакли и в Москве, и в Петербурге. И для меня большая честь работать в Нижнем. Сейчас мало ставят классику. А в Нижегородском драмтеатре есть и Куприн, и Островский, и Чехов, и Тургенев. И вот теперь снова Горький!..

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно