Вопрос о статусе рекламы на асфальте, поставленный в «АиФ-НН» № 36 от 8 сентября 2010 года, обретает новое звучание.
Оказывается, закон «О рекламе» не содержит запретов на распространение рекламной информации путём нанесения текстов и изображений на асфальт. Получается, рисуй - не хочу?!
Что не запрещено - разрешено?
На официальный запрос «Аргументов и фактов - Нижний Новгород» Сергей СМИРНОВ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, ссылаясь на многострадальный 38-й федеральный закон «О рекламе», указывает на пункт, где дано определение рекламы. Согласно закону, она может распространяться любым способом, с использованием любых средств.
- По мнению специалистов Нижегородского УФАС России, данный способ распространения не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе», так как в законе отсутствует запрет на распространение рекламы на асфальте, - сообщает Смирнов. - Это означает, что данный способ распространения является разрешённым.
Представитель УФАС предположил, что вопрос о порядке разрешений на размещение такой рекламы от органов местного самоуправления можно урегулировать, дополнив «Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде». Там же можно оговорить необходимость заключения договора аренды рекламных мест.
Белые дыры в законе
Михаил ЧЕРЕПНОВ, руководитель судебно-арбитражной практики «T&K Legal», также не подвергает сомнению принадлежность информации, размещённой на асфальте, к рекламе:
- В отношении легальности её размещения существует две точки зрения, - отмечает Черепнов. - С одной стороны, нанесение рекламной информации на асфальт масляной краской или аэрозолем не относится ни к одному из способов размещения рекламы, описанных в федеральном законе.
Этот пробел, по мнению юриста, в законодательстве можно устранить, дополнив закон на федеральном уровне (как, к примеру, раньше была решена проблема с размещением рекламы на транспорте) или правила размещения на муниципальном, если это не противоречит федеральному закону.
- По другой точке зрения, рекламу на асфальте можно отнести к наружной рекламе, предполагающей наличие рекламной конструкции, - продолжает юрист.
Если принять за таковую асфальтовое покрытие, то должен быть владелец земельного участка, где расположена рекламная конструкция. А если земля принадлежит городу, значит, за её несогласованное размещение предполагается соответствующая административная ответственность.
Далеко до искусства
Конечно, продвинутому Западу раньше, чем нам, пришлось столкнуться с любителями аэрозоля. Поэтому и проблему с рисованием на земле они решили раньше. В США во всех штатах суров закон о граффити, который российскому законодательству до сих пор не знаком. Именно по этому закону судят недобросовестных рисовальщиков на асфальте.
А европейцы давно извлекают выгоду из этого вида рекламы, начиная с подражания дорожной разметке и заканчивая «игрой с пространством»: потрясающими рисунками в формате 3D. Просто плати и пиарься.
Однако было бы несправедливо утверждать, что только в Европе решён вопрос с рекламой. Во многих российских городах от Москвы и до Ижевска есть местные законы, учитывающие новую рекламную форму. Но пока эти изменения не коснулись Нижнего Новгорода, к нашему дорогому асфальту, брусчатке и плитке будут по-прежнему относиться варварски. Да и, наверное, рекламировать что-либо будут так же топорно, без особой фантазии и искусства.
КСТАТИ
В связи с актуальностью проблема распространения рекламы на асфальте вынесена на заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе при областном УФАС. Совет обсудит вопрос в конце сентября. «Аргументы и факты - Нижний Новгород» следят за событиями.