Швейная фабрика покинула памятник федерального значения – комплекс доходных домов Рукавишникова – несколько лет назад. Теперь все эти тысячи квадратных метров, спроектированных великим Фёдором Шехтелем, принимает в собственность Нижегородская область. Что прячется за фасадом неоготического «замка» на Нижневолжской набережной? Журналисту «АиФ - Нижний Новгород» первым удалось заглянуть за исторические стены.
Следует шить!
Говорят, швейные машинки в начале прошлого века застрекотали здесь почти случайно. Владелец Сергей Рукавишников, заказывая проект великому основоположнику русского модерна Фёдору Шехтелю, замыслил совсем другое.
«Как Сергей Михайлович собирался использовать дом, по документам неясно, - говорит заместитель руководителя управления Госохранкультуры Нижегородской области Игорь Петров. - С моей точки зрения, у здания было торговое назначение - это мог быть универсальный магазин, атриум. Об этом свидетельствует многое. Шехтель применял здесь самые современные на тот момент отделочные материалы: облицовочную плитку на фасаде (его ни разу не ремонтировали!), металлические витражи, колонны с капителями, украшенными растительным орнаментом».
Всё это признаки, что здание могло стать общественным пространством, которых и в наши дни так недостаёт Нижнему. Но это лишь предположение, его надо подтверждать архивными изысканиями.
Началась Первая мировая, с запада Российской империи эвакуировали многие предприятия. Так в Нижнем оказалась пошивочная мастерская, которая производила обмундирование для фронта. Она заняла здание на набережной. Потом случилась революция, а функция за домом так и закрепилась. Мастерская стала швейной артелью, в советские времена выросла в фабрику «Маяк», где было больше 1700 работников!
«Но, повторю, здание не проектировали для производства! - говорит Игорь Петров. - И предприятия лёгкой промышленности возникли там, в общем, случайно. Об этом говорят огромные оконные пространства, локация на набережной, у речных ворот города».
А вот продукция, которую «отшивали» в этом неоготическом замке, была знакома всему Советскому Союзу, и не только. Мало того что в горьковских пальто ходили все модницы СССР - по легенде, именно «Маяку» заказывали пошив фирменных пальто и сорочек педантичные англичане, снабжая фабрику своими лекалами, тканями и фурнитурой. «Маяк» якобы получал по фунту за сорочку, которую потом наверняка продавали втридорога где-нибудь в лондонском универмаге Harrod’s…
Дар нижегородцам
Сейчас здание охраняют, но под высокими сводами гуляет ветер. И всё равно кажется, будто прилежные швеи и закройщицы ушли из огромных коридоров (а здесь 5500 кв. м) если не вчера, то позавчера. Станков там с 2015 года нет. Остались лампы, тумбочки, стулья, календари разные лет, уголок охраны труда, стенгазеты ко дню рождения и даже шлёпанцы, в которых по памятнику федерального значения деловито расхаживали трудолюбивые работницы лёгкой промышленности. Деревянные балки, лифт со старинной решёткой, шестигранная плитка на полу и совершенно уникальная плитка на стенах… Специалисты не исключают, что её делали за границей специально по заказу Рукавишникова.
И вот уникальный памятник федерального значения по решению российского правительства переходит в областную собственность (статуса он при этом не утратит). Прецеденты уже были, да какие - Нижегородский кремль, здание академического театра драмы им. Горького на Театральной площади! Теперь нижегородцы обретают ещё один прекрасный, знаковый объект. Да, зданию требуется огромная работа и солидные деньги. Но если хватит воли и денег довести всё это до конца, нынешнюю региональную власть люди вспомнят добром уже только за это!
Чему быть в комплексе доходных домов Рукавишникова - концертному залу с прекрасной акустикой, выставочным площадям, центру ремёсел? Решать будут горожане. Обсуждение в Сети уже началось.