446

Цитадель для творчества. Что будет в комплексе доходных домов Рукавишникова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 31/01/2018
Сергей Рукавишников  в начале века, возможно, думал разместить  в неоготическом здании большой магазин-атриум...
Сергей Рукавишников в начале века, возможно, думал разместить в неоготическом здании большой магазин-атриум... / Кира Мишина / АиФ

Швейная фабрика покинула памятник федерального значения – комплекс доходных домов Рукавишникова – несколько лет назад. Теперь все эти тысячи квадратных метров, спроектированных великим Фёдором Шехтелем, принимает в собственность Нижегородская область. Что прячется за фасадом неоготического «замка» на Нижневолжской набережной? Журналисту «АиФ - Нижний Новгород» первым удалось заглянуть за исторические стены.

Следует шить!

Говорят, швейные машинки в начале прошлого века  застрекотали здесь почти случайно. Владелец Сергей Рукавишников, заказывая проект великому основоположнику русского модерна Фёдору Шехтелю, замыслил совсем другое.

«Как Сергей Михайлович собирался использовать дом, по документам неясно, - говорит заместитель руководителя управления Госохранкультуры Нижегородской области Игорь Петров. - С моей точки зрения, у здания было торговое назначение - это мог быть универсальный магазин, атриум. Об этом свидетельствует многое. Шехтель применял здесь самые современные на тот момент отделочные материалы: облицовочную плитку на фасаде (его ни разу не ремонтировали!), металлические витражи, колонны с капителями, украшенными растительным орнаментом».

Колонны сохранились со времён архитектора Шехтеля. Фото: АиФ/ Кира Мишина

Всё это признаки, что здание могло стать общественным пространством, которых и в наши дни так недостаёт Нижнему. Но это лишь предположение, его надо подтверждать архивными изысканиями.

Началась Первая мировая, с запада Российской империи эвакуировали многие предприятия. Так в Нижнем оказалась пошивочная мастерская, которая производила обмундирование для фронта. Она заняла здание на набережной. Потом случилась революция, а функция за домом так и закрепилась. Мастерская стала швейной артелью, в советские времена выросла в фабрику «Маяк», где было больше 1700 работников!

«Но, повторю, здание не проектировали для производства! - говорит Игорь Петров. - И предприятия лёгкой промышленности возникли там, в общем, случайно. Об этом говорят огромные оконные пространства, локация на набережной, у речных ворот города».

А вот продукция, которую «отшивали» в этом неоготическом замке, была знакома всему Советскому Союзу, и не только. Мало того что в горьковских пальто ходили все модницы СССР - по легенде, именно «Маяку» заказывали пошив фирменных пальто и сорочек педантичные англичане, снабжая фабрику своими лекалами, тканями и фурнитурой. «Маяк» якобы получал по фунту за сорочку, которую потом наверняка продавали втридорога где-нибудь в лондонском универмаге Harrod’s…

С Первой мировой войны здесь шили одежду. Это всё, что осталось от знаменитой на весь СССР швейной фабрики. Фото: АиФ/ Кира Мишина

Дар нижегородцам

Сейчас здание охраняют, но под высокими сводами гуляет ветер. И всё равно кажется, будто прилежные швеи и закройщицы ушли из огромных коридоров (а здесь 5500 кв. м) если не вчера, то позавчера. Станков там с 2015 года нет. Остались лампы, тумбочки, стулья, календари разные лет, уголок охраны труда, стенгазеты ко дню рождения и даже шлёпанцы, в которых по памятнику федерального значения деловито расхаживали трудолюбивые работницы лёгкой промышленности. Деревянные балки, лифт со старинной решёткой, шестигранная плитка на полу и совершенно уникальная плитка на стенах… Специалисты не исключают, что её делали за границей специально по заказу Рукавишникова.

Плитка на полу попроще, чем на стенах, но тоже с начала XX века. Фото: АиФ/ Кира Мишина

И вот уникальный памятник федерального значения по решению российского правительства переходит в областную собственность (статуса он при этом не утратит). Прецеденты уже были, да какие - Нижегородский кремль, здание академического театра драмы им. Горького на Театральной площади! Теперь нижегородцы обретают ещё один прекрасный, знаковый объект. Да, зданию требуется огромная работа и солидные деньги. Но если хватит воли и денег довести всё это до конца, нынешнюю региональную власть люди вспомнят добром уже только за это!

Чему быть в комплексе доходных домов Рукавишникова - концертному залу с прекрасной акустикой, выставочным площадям, центру ремёсел? Решать будут горожане. Обсуждение в Сети уже началось.

Официально
«Министерству культуры региона поручено подготовить предложения по созданию Центра творческих индустрий, - заявил врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с представителями общественности, руководителями предприятий и органов власти в конце 2017 года. - Родина Горького, Добролюбова, Балакирева - мы просто обязаны соответствовать высокому уровню культурного развития, заданному великими предшественниками. Необходима модернизация учреждений культуры и отрасли целом в соответствии с общемировыми трендами вовлекать людей в общественную жизнь региона. Нам нужна концертно-театральная и музейно-выставочная инфраструктура, отвечающая всем современным требованиям. Кроме того, необходимо формирование условий для развития современного искусства. Считаю необходимым создать Центр творческих индустрий и, возможно, разместить его в передаваемом нам здании бывшей фабрики «Маяк»… С новыми подходами, развитой инфраструктурой, с привлечением новых финансовых и кадровых ресурсов мы сможем проводить по-настоящему крупные и значимые события на международном уровне».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...