Например, 14-летний борский режиссёр Роман Парийский снимает фильмы о Второй мировой.
Роман сам пишет сценарии, сам снимает, сам играет, сам костюмы шьёт и оружие делает. И мечтает прорваться в профессиональное кино.
В войнушку не играл
В детстве каждый из нас мечтает о будущем: кто-то хочет быть космонавтом или врачом, лётчиком или бизнесменом, президентом или спортсменом. А Рому с детства «зацепила» война.
- Я никогда не любил играть с мальчишками в войнушку, скорее мне нравилось наблюдать со стороны, - говорит Роман.
- О войне мне много рассказывал дедушка. Он воевал, был старшим лейтенантом, подводником. Позже стал директором школы, создал там военный музей. Видимо, его рассказы на меня так подействовали.
Роме нравилось играть с военной формой, с дедушкиными наградами, смотреть фильмы о войне, читать книги. Потом бабушке знакомые подарили китель, который мальчик сразу забрал себе. А в 4-м классе школьный учитель труда, зная об увлечении Романа, подарил ему настоящую офицерскую гимнастёрку времён Великой Отечественной. Она стала первым элементом военной коллекции Р. Парийского. Роман собрал весь комплект, который впоследствии пригодился для съёмок.
Просил, чтобы расстреляли
Глядя на красивую форму, Роман мечтал снимать кино. И решил рискнуть. Его первой картиной стала короткометражка «Двое оставшихся». Как в военной песне: «Нас оставалось только двое». Создавали её вдвоём с другом Антоном Сахаровым. Быстро сценарий придумали. Взяли домашнюю камеру у приятеля. Дача Антона стала съёмочной площадкой.
Даже обжигающая летняя жара не отвлекала школьников от работы. По сюжету два друга-красноармейца пробираются из окружения, останавливаются на отдых в заброшенном доме. Тут-то их и настигают немцы. Но где наша не пропадала! Немец оказался один. Красноармейцы его захватили и… расстреляли.
- Лично я не хотел такого конца, - признаётся Роман. - Мой друг Григорий Кузнецов, играющий фрица, сам попросил, чтобы его героя расстреляли.
Второй фильм - своеобразная кино-хроника, «окопная правда» про разведчиков, которую снимали в лесу под Бором.
Самая серьёзная работа - полнометражный фильм «Обратного пути нет». Съёмки закончились совсем недавно.
Осень 1944 года, Белоруссия, наступление. Старший лейтенант в военном госпитале. Звонит полковник: немцы захватили здание. Лейтенанту и бойцам, которые долечиваются в госпитале, поставили задачу выбить немцев и добыть секретные документы. Несколько человек погибает в бою. Но наши победили!
Снимая на любительскую камеру, широкими, искренними мазками, по-юношески открыто Роман рисует войну так, как он себе её представляет. Есть свои, есть враги. И мы должны выстоять!
Снимая фильмы о войне, школьник понимает, как жили, как воевали тогда, в 1941-м, по сути такие же ребята, как и он.
- Молодёжь стала забывать о подвигах наших дедов. Мы пытаемся возродить память о войне, - признаётся юный режиссёр.
«Я бы такой боевик снял!»
Конечно, любой кинорежиссёр мечтает о профессиональной камере. Но пока для школьника Романа Парийского это нереально.
Зато он может приблизиться к исторической правде на экране, создавая своими руками оружие - точнее, его муляжи. Он уже собрал муляжи ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина), автомата МП-40, нескольких винтовок. Всё из дерева, пластмассы, благодаря тюнингу очень похоже на настоящее. И картонный пулемёт можно вырезать «под реальный» - по крайней мере, он будет казаться таким с экрана.
В Нижегородской области не проходили бои, поэтому у нас нет старого военного оружия, даже со спиленными стволами, чтобы можно было использовать в съёмках. Иногда приходится бегать с пистолетом-зажигалкой в кобуре.
В коллекции Романа есть весь реквизит - 10 комплектов военной формы, часть из которых парень одалживает борскому театральному кружку «Стремление». Парень подрабатывает там костюмером - помогает руководителю Льву Ильичу Гершковичу готовить постановки на военную тему.
Зимой съёмочный процесс затихает - у Романа практически нет тёплой солдатской одежды, да и любительская камера не предполагает съёмок на морозе, быстро выходит из строя.
- Вот бы настоящую технику найти, я бы тогда такой боевик снял! - рассуждает Роман.
Но пока нужно учёбу подтянуть: наш герой мечтает поступить во ВГИК - главный вуз всех кинорежиссёров. А туда только с хорошими оценками берут. И ещё послать свои работы на областной конкурс короткометражек «Я патриот» - пора из Интернета выходить на широкую публику.
Роман - пример того, что не нужно бояться мечтать и реализовывать свои желания. Его работы нравятся одноклассникам и друзьям. А недавно приезжали снимать о нём репортаж с федерального канала. И даже немецкую гимнастёрку подарили. Кто знает, может, скоро мы увидим дебютный «полный метр» режиссёра Романа Парийского на большом экране…