Законно ли?
Пару лет назад под ногами нижегородцев «путались» только тату-салоны. Теперь стоит опустить голову - наткнёшься на фотопечать, «афишу» любимого диджея, ночной клуб или аренду квартиры на часы и сутки.
Возникает вопрос, законны ли такие «объявления». Конечно, нет.
По Федеральному закону «О рекламе», «установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником… недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с… управомоченным собственником такого имущества».
Вряд ли тот, кто рисует на площади Горького, заключал договор с местными властями. И маловероятно, что какому-то мелкому пакостнику, желающему заработать на рекламе тату-салона, дали бы просто так заштамповать территорию, над которой возвышается бронзовый Максим.
Правила благоустройства города Нижнего Новгорода говорят, что ответственность за незаконное размещение частных объявлений на объектах городской инфраструктуры несут и лица, непосредственно размещающие информацию, и собственник (владелец) рекламы.
Более того, есть ещё Уголовный кодекс РФ, по которому за порчу имущества «художнику» грозит штраф (ст. 167 «Умышленная порча имущества», ст. 213 «Хулиганство», ст. 214 «Вандализм»). А подобные надписи больше «тянут» на порчу, чем на безвозмездное «укрепление» дорожного покрытия.
С другой стороны, законы законами, но кто бы поймал пачкуна за руку, чтобы ткнуть его в законодательство, отвести в милицию и заставить платить штраф?
Этим и пользуются заказчики подобной рекламы. Чаще всего в качестве исполнителей «наземных» объявлений выбирают подростков: если несовершеннолетних поймают и те не проболтаются, заказчики отделаются дёшево. Да и рекламируемому проблем не будет: кто сказал, что это он заказал рекламу своего клуба? Вдруг «художников» наняли недруги?.. Да и стоят «оттиски» дёшево, и они гораздо проще и эффективнее, чем, к примеру, монтаж неоновой рекламы, рекламный щит или бумажки по почтовым ящикам, также выгодным считается и интерьерная печать на баннере.
Популярно ли?
Сами исполнители рекламы на асфальте относятся к своему ремеслу и административной ответственности довольно беспечно.
- Главное - не затрагивать исторический центр и дорожное покрытие, - сказал один из них. Причём «историческим центром» рекламщик называет Большую Покровскую, а рядом малюет без зазрения совести. За 230 рублей вы получите цветную рекламу формата А3, максимум 100 штук по городу, но в любых местах. Месяц-два (в зависимости от потока людей) такая текстовка точно продержится, убеждает «художник».
Конечно, на такую рекламу - сезонный спрос. Зимой под снегом, а весной и осенью под грязью трудно разглядеть текст и номер телефона. Но если «художникам» постоянно спускать с рук их «отпечатки», то с каждым летом наш асфальт, а с ним и стены будут всё цветистее.
Подобная форма рекламы ориентирована в первую очередь на молодёжь и развлечения. Поэтому и рекламируют бары, клубы и детские товары - там можно использовать не текст, а пиктограммы.
Не исключено, что рисование на асфальте может стать… модным. И тут уже ни штрафы, ни угрозы не помогут. Днём, ночью, зимой, летом подростки будут увековечивать себя в именах, картинках, трафаретных фотках. Ведь пока в сознании тинейджера за словом «вандализм» закреплён только образ здания или памятника, с ним нечем бороться. А на розовую брусчатку Большой Покровской краска ложится хорошо - вы, наверное, сами видели.
КСТАТИ
В США родителям шестилетней девочки, нарисовавшей на асфальте цветы, вручили уведомление о нарушении закона о граффити. Им грозил штраф в 300 долларов. И хотя рисунки ребёнка смыл первый же дождь, мама была настолько напугана, что обещала тщательнее отмывать от мелков не только асфальт, но и стены дома.