Цены на услуги такси в нашем городе - это история, в которой, как оказалось, у каждого своя правда. Таксисты кивают на большие затраты, а пассажиры недоумевают: как за расстояние в 5 остановок отдавать им по 250 рублей? И почему услуги «свободных» таксистов на остановках дороже, чем у таксомоторных фирм?
Кто на новенького?
Как рассказали нам «свободные» таксисты, на своих точках они уже по 5 - 10 лет. В 90-х отстёгивали деньги бандитам, а примерно с 2000 года - сами по себе и больше никому «за крышу» не платят. Но тем менее на каждой стоянке - своя «мафия». Раньше, как рассказывают они, в принципе можно было договориться о приёме в их ряды новичка: накрываешь «поляну», таксисты смотрят – парень нормальный, можно пустить. Сейчас, в связи с кризисом, пробиться на стоянки просто нереально: новичкам на первый раз намекают, что на стоянке ловить им нечего, а уже на второй - спускают колёса.
- В конторах (таксомоторных службах. - Ред.) нередко ставят нереальный план на месяц или приписывают заказы. Например, по договору диспетчеры обязуются давать таксисту 5 - 10 заказов в день, но на деле дают меньше или вообще не дают. А процент с этих несуществующих заказов требуют отчислять. В результате приходится отдавать им свои деньги и терпеть убытки, - рассказывают они.
По их словам, диспетчерские службы просят за сотрудничество 15 - 20% с заказа плюс деньги на рекламу. Мы решили это проверить и попытались устроиться на работу сразу в несколько служб такси. И действительно, везде с нас пообещали забирать по 20% с заказа. В одной из служб такси сказали, что дополнительно возьмут с водителя 1500 руб. в качестве залога «за то, чтобы не ушёл», и ещё по 1500 руб. в месяц он должен будет отдавать на рекламу. Разумеется, все эти расходы таксисты перекладывают на клиентов, включая их в цену поездки.
В самих таксомоторных компаниях о ценообразовании на поездки по городу говорят неохотно.
- Цена, например, зависит от автомобиля. У нас все машины дорогие или новые. Если это ВАЗ, то минимум 10-й модели, но в основном иномарки, - рассказывают в такси одной из служб. - Запчасти тоже дорогие… Плюс бензин. Нет, конечно, цены зависят не только от качества автомобиля, но мы не можем об этом говорить - это коммерческая тайна.
Компенсация нестабильности
Впрочем, у «свободных» таксистов цены, как правило, выше, чем в таксомоторных компаниях. Казалось, все должно быть наоборот. Ведь им нет нужды платить процент с заказа диспетчерам. Один из таксистов с Пролетарской признался, что сажает клиентов при минимуме в 200 руб. При этом цены из-за кризиса он не снижает, а наоборот, повысил. «Цены растут из-за бензина, - объясняет он. - Год назад я ездил с Пролетарской в Верхние Печеры за 250 руб., сейчас - минимум за 400 руб.».
Однако в процессе беседы выяснилось, что дело не столько в бензине. Высокими ценами «свободные» таксисты компенсируют нестабильность заказов: «Вот вчера я выехал вечером на точку. За ночь отвёз двух клиентов - одного за 200 руб., второго - за 150 руб. Я готов ездить за 100 руб. при условии, что будет поток клиентов. Сейчас, чтобы «отбить» бензин, амортизацию машины, питание в течение дня и оставить что-то на жизнь, мне надо зарабатывать 1500 руб. в смену». Понятно, что эти деньги можно сделать за 3 - 4 заказа, а можно и за 6 - 8, но кому ж хочется напрягаться? Именно поэтому они, как правило, так несговорчивы по ценам. Тем не менее без таксистов на стоянках никуда не денешься: вдруг транспорта не дождёшься?
Где заработать на хлеб с икрой
Самые «хлебные» точки у таксистов - аэропорт, железнодорожный вокзал и автостанции. В этих местах проще всего «надуть» пассажиров. Как правило, это приезжие, и местных расстояний и цен они попросту не знают. Например, из аэропорта в верхнюю часть города таксисты просят 3000 руб.(!), а везут минимум за 1500- 2000.
Впрочем, есть у таксистов «фишки», которые позволяют им обмануть и своих, при поездках по городу. Как рассказали нам на одной из стоянок, один из таких вариантов очень прост: таксист ставит в машину таксометр, но непростой, а «перечипованный» (меняет в нём микросхему), который благодаря этому обстоятельству завышает тариф за км в три раза. В то же время клиент смотрит на таксометр, а с виду-то - всё по- честному.
- Все водители сдают мне сменные отчёты, в которых фиксируется каждая поездка и её стоимость. «Перечиповывать» наши таксометры бесполезно - я проверяю отчёты водителей и сразу обнаружу неладное. Если вскроется подобный факт, водитель потеряет работу, - уверяет Анатолий Иванов, директор таксомоторной компании.