Аналогичные показатели смерти в результате врачебных ошибок имеют страны Европы. Эти цифры соответствуют стандартам Всемирной организации здравоохранения.
Кто виноват: врач или пациент?
Скандалы с участием врачей время от времени гремят в Нижнем Новгороде. Но в панике мало кто задумывается об истинных причинах трагедии. Какую роль в ней играет врачебная ошибка, а какую - образ жизни и состояние здоровья самого больного?
Например, не так давно в Нижнем Новгороде завершилось расследование громкого дела. 24-летняя женщина умерла в роддоме в результате неосторожных действий анестезиолога. Врач устанавливал ей подключичный катетер, искал вену, проколол купол плевры. В итоге плевральную полость заполнили кровь и жидкость. Роженица скончалась от дыхательной недостаточности.
Следствие по делу велось несколько месяцев. Случай трактовали как врачебную ошибку, или ятрогению - осложнение, возникшее у пациента в результате действий медработника, совершённых без злого умысла. Анестезиолога лишили врачебной практики, осудили на год условно.
Казалось бы – и поделом! Однако в тени от публики остался тот факт, что роженица имела третью степень ожирения – весила 120 кг при росте в 164 см, много курила, на учёт по беременности встала поздно, предписаний врачей не выполняла. Анестезиолог искал вену, неправильно уколол, затем исправил свою ошибку, в результате в плевру и начала поступать кровь. У большинства людей прокол закрылся бы тромбом, но у этой женщины в виду общего состояния здоровья это оказалось невозможно.
После приговора врач принял решение навсегда уйти из медицины. Говорят, он был отличным специалистом. И ведь именно с анестезиологами в наших больницах самая большая напряжёнка…
За любую ошибку – по инстанциям
К врачам у нижегородцев давно накопилось немало претензий. Что специалистов не хватает, а у тех, что есть, низкая квалификация. Что выписывают дорогие лекарства, а времени на приём уделяют мало.
Медики проблем не отрицают.
- В обществе сложилось устойчиво негативное представление о врачах, - говорит Анна Артифексова, главный патологоанатом Нижегородской области, зав. кафедрой патологической анатомии НижГМА, профессор. - По данным соцопросов 53% россиян не удовлетворены состоянием здравоохранения и качеством оказываемых услуг. Масла в огонь подливают родственники умерших пациентов и СМИ, которые описывают события крайне однобоко, а также всевозможные форумы и обсуждения в Интернете. К врачам предъявляются завышенные требования, на них возлагают слишком большие надежды. Когда строитель начинает строить дом, он долго изучает участок, грунт, породу. У участкового врача есть 10 минут на приём пациента, за которые он должен выслушать жалобы, измерить давление, назначить лечение. Чувствуете разницу?
Риск ошибиться у врача сегодня как никогда высок. Дело не столько в квалификации, сколько в состоянии здоровья граждан.
- Сегодня страшно иметь дело с пациентами, - отмечает Светлана Обухова, заместитель директора Приволжского окружного медицинского центра. – Каждый имеет индивидуальные особенности, хронические заболевания, многие страдают от ожирения – а это путь для развития многих осложнений. Люди занимаются самолечением, принимают лекарства на своё усмотрение. В итоге у организма в любой момент может возникнуть извращённая реакция, даже в ответ на правильное лечение.
Нижегородцы предпочитают юристов
Как говорят медики, любой проступок врача – это повод для тщательного разбирательства внутри медицинской организации. В учреждениях создано несколько уровней изучения каждой ятрогении, процедура полностью прописана Минздравом.
«В мирное время» действия лечащего врача регулярно проверяет заведующий отделением: изучает историю болезни пациента, правильность постановки диагноза и назначений. Затем историю просматривает заместитель главного врача и эксперты клинико-экспертной комиссии. В случае, если у вас, как у пациента, есть какие-то сомнения в действиях врача, идти разбираться нужно именно к ним. Но наши люди предпочитают юристов.
- С жалобами на врачебные ошибки к адвокатам обращается много людей, но до суда доходят единичные дела, - отметила адвокат Ирина Фаст. - Проблематика рассмотрения таких дел обусловлена тем, что, во-первых, крайне сложно добиться от медицинских организаций объективных и достоверных документов, в которых описаны все приёмы пациента врачом, все назначенные лекарства, проведённые исследования. Это касается как частных клиник, так и государственных. Во-вторых, затруднение вызывает проведение судебно-медицинской экспертизы по делу. Её результат служит ключевым доказательством в суде. Заказывать экспертизу в том же регионе, где произошёл инцидент, малоперспективно. Как правило, имеет место профессиональная солидарность. В-третьих, количество таких дел сравнительно невелико. Объясняется это их сложностью: они требуют медицинских и юридических знаний, и у судебно-медицинских экспертов, и у практикующих юристов и судебных органов нет соответствующей практики.
В любом случае пациент имеет право на защиту. Если человек считает, что вред здоровью нанесён врачебной ошибкой, следует обязательно обратиться к профессиональному юристу за консультацией.