Андрей Григорьев — учитель истории и обществознания «Средней школы № 7 с углублённым изучением отдельных предметов» в Дзержинске Нижегородской области. А ещё он популярный в России видеоблогер с десятками тысяч подписчиков в TikTok. Педагог с юмором рассказывает о школьных буднях, делится профессиональными секретами и повышает престиж работы учителя.
На уроках у Андрея Павловича тоже весело: там летает плюшевый гусь Лаврентий. Учитель бросает его в двоечника... Почему быть блогером не проще, чем педагогом? Об этом и многом другом Андрей Григорьев поговорил nn.aif.ru.
«Андрей, не вздумай!»
Злата Медушевская, nn.aif.ru: Андрей Павлович, почему вы выбрали профессию учителя?
Андрей Григорьев: Я мечтал об этом с детства. Помню, дома на стене висел ковёр. Класса со второго я вставал к ковру, как к доске, и представлял, что объясняю одноклассникам задачи по математике.
Классе в шестом увлёкся историей, потом стал заниматься в краеведческом кружке у выдающегося дзержинского краеведа Станислава Шальнова. Когда заканчивал школу, выбор был сделан: исторический факультет педагогического университета. Друзья и родители одобрили. Только классная руководительница на последнем звонке отозвала меня в сторону и сказала: «Андрей, не вздумай!»
Я не послушался и не пожалел.
На самом деле сегодня я как педагог — это собирательный образ всех моих школьных учителей. Именно у них я учился удерживать внимание класса, делать уроки интересными. Замечал и негативные черты — то, что, например, ребят в личности учителя отталкивает.
Для себя в итоге сделал вывод: педагог не должен всем нравиться. У него другая цель — учить. И инструменты для этого могут быть разными.
— Например, социальные сети и каналы на интернет-платформах, которые вы успешно ведёте?
— Уже несколько лет школа — это не основное место моей работы. Я основатель и директор крупного образовательного центра. Естественно, на определённом этапе нам нужна была реклама, в том числе в социальных сетях. Так я вышел в публичное пространство.
Потом ученики посоветовали: «Андрей Павлович, дерзайте — развивайтесь в этом направлении, создавайте личный бренд. У вас получится». Сначала в форме коротких видео на своём канале я рассказывал об особенностях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, потом контент изменился на более развлекательный.
Но у меня есть запретные темы: политика, религия, критика школьной системы образования. Не хочу контента на хейте, хотя, безусловно, это приносит лайки и подписчиков.
Для меня через Сеть было важно показать положительную сторону профессии учителя. В своих видео рассказываю, например, про конфликты с учениками и как я из них выходил, говорю про другие сложные ситуации в педагогическом процессе. Знаю, что видео смотрят молодые педагоги и перенимают опыт.
— В ваших видео периодически мелькает плюшевый гусь — вы кидаетесь им в учеников, а они — в вас. Что это за педагогическое ноу-хау?
— Это гусь Лаврентий. Имя, кстати, выбирали всем Интернетом.
Идея гуся давнишняя. Я подумал: просто говорить ребёнку: «Садись, два» как-то неинтересно. И я стал говорить: «Лови гуся!» «Гусь» — это известный жаргонизм, обозначающий оценку «двойку».

Сначала просто говорил, а потом купил плюшевого гуся. Детям бывает эмоционально непросто получать плохие оценки, а здесь ситуация за счёт юмора и плюшевой игрушки как-то смягчается. Ребята в восторге. Никто от прилёта гуся Лаврентия не пострадал.
Я считаю, что учитель — это ещё немного актёр. Свои «фишки» у каждого педагога должны быть обязательно.
Дети родились с гаджетами
— У вас не было опасения, что дети из-за контента в Сети станут воспринимать вас как приятеля, а не как учителя?
— Я считаю, что учитель не должен быть с детьми приятелем, но он обязан знать, чем его ученики живут, что у подрастающего поколения в тренде.
Вспоминаю, какой восторг у меня был, когда вместе с мамой слушали, любимую мной в подростковом возрасте группу Rammstein и ей нравилось. Как это было для меня ценно!
И сегодня ребятам ценно, что мы на переменах говорим о новых мемах в Сети, о музыке, книгах, их увлечениях. Ну что делать, если современные дети с гаджетами буквально родились? Пытаться донести нужную и полезную информацию через эти каналы.
У меня, например, много видео про то, что ЕГЭ бояться не надо, что всё получится. Это понятнее для детей, чем собрание в актовом зале с получасовой лекцией о пользе ЕГЭ.
Есть у меня ролики о том, как должен выглядеть современный мужчина-учитель и вообще мужчина: побрит, подстрижен, чисто одет. Не секрет, что сегодня немало детей растут без отцов.
Мальчикам иногда эти простые правила надо публично без нравоучений проговорить. И я вижу, эти темы вызывают отклик у ребят.
Кстати, ученикам я пытаюсь объяснить, что быть блогером — это тоже работа, и непростая. Надо разработать концепцию видео, снять его, смонтировать порой не за один час. А главное — у тебя может не получиться, и твой контент людям будет неинтересен, особенно если ты не понимаешь, о чём говоришь. То есть сначала надо кем-то стать, а потом рассказывать об этом окружающему миру.
— Вы упомянули, что сегодня школа — не основной источник вашего дохода. На ваш взгляд, небольшие зарплаты — это основная причина того, что молодёжь в школе работать не хочет?
— Материальный вопрос, особенно для мужчины, конечно, важен. Но я вижу и другую проблему: молодыми педагогами в школе не очень-то умеют управлять.
Директорам школ надо учиться мыслить по-новому. В прошлое должны уходить трёхчасовые педсоветы с распеканием молодого специалиста перед опытными коллегами, недооценка рабочего времени учителя и многое другое.
Сегодня я работаю в отличной школе с прекрасным руководством и педагогическим коллективом. Честно: не было бы этого — никакие деньги меня бы там не удержали.
Ещё один важный момент: когда люди начинают работать учителями, у большинства не получается ничего. В это время администрации учебного заведения очень важно поддержать молодого педагога, и рублём тоже. Любому специалисту надо вырасти, окрепнуть.
Я свою профессиональную непростую школу жизни прошёл и остался. А сколько талантливых выпускников педагогических вузов сломались и ушли?
«Они лучше, чем были мы»
— А ещё некоторые дети и родители порой считают, что учитель просто оказывает образовательные услуги...
— Вы знаете, мне в принципе очень нравится сама идея, что учителя в школах оказывают образовательные услуги. Но в таком случае услуга эта регулируется нормами гражданского права, в основе которого лежит свобода договора. Договор могут расторгнуть обе стороны.
А мы детей должны учить в любом случае. Значит, речи об образовательных услугах всё же не идёт.
Но сейчас у нас любая спорная ситуация рассматривается с позиции презумпция виновности администрации школы и учителя. Такого, на мой взгляд, быть не должно.
Возьмите случаи, когда один ученик в классе по разным причинам на уроках ведёт себя неадекватно и мешает учиться всем остальным. У нас должен быть выработан механизм работы с такими детьми: не можешь учиться в школе — переходи на дистанционное обучение. Ну не обязаны все вокруг из-за такого ученика мучиться, а его семья не может требовать особых условий для сына или дочери в классе на 35 человек.
— Ребята приходят к вам за советами в жизненных вопросах?
— Приходят, но я стараюсь всё же держать дистанцию. Это не мои родные дети, а я знаю, насколько весомым может быть для ребёнка слово значимого взрослого. Всегда, отвечая на вопросы, даю возможность выбора, не выдаю готовых решений.
— Какие они, современные дети, с точки зрения учителя?
— Точно лучше, чем были мы. Они менее злые, агрессивные, уважают личные границы других людей. Чаще всего это дети интересующиеся. Кто бы что ни говорил, буллинга стало меньше.
Во всяких поколениях дети бывают по разным причинам озлобленные. Просто случаи буллинга сейчас стали предавать особенной огласке.
Единственное, что меня расстраивает, — обилие мата в речи подрастающего поколения. Хотя что мы хотим, когда у нас некоторые лидеры мнений позволяют себе обсценную лексику?
Но нынешние дети — это точно хорошее поколение, как они себя ещё покажут — посмотрим.

«Учитель – очень крутая профессия». Что мешает в школе педагогам и детям
Вы классная! Как учителя помогают в жизни детям и их родителям
«Учу тому, во что верю». Каким должен быть классный руководитель?
«Мне важен мальчик с задней парты». Учитель года – о педагогических ноу-хау