Запутались в планетах
- В советские времена физика как наука развивалась лишь потому, что это было нужно военно-промышленному комплексу. Сейчас физику уничтожают и в школе, и в вузе. Это скажется на обороноспособности страны, - говорит Юрий УРМан, завкафедрой общей физики Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ). -
Отношение к естественным наукам катастрофическое. Убрали астрономию из школьной программы, и, по данным ВЦИОМ, 32% опрошенных выпускников школ считают, что Солнце вращается вокруг Земли. О какой модернизации экономики можно говорить без развития науки?! Ведь именно физическое и математическое образование воспитывает в человеке качества специалиста, исследователя.
- Физика - лучший институт структурирования сознания ребёнка. Сами дети говорят, что, к примеру, разработка проектов по физике помогает им ориентироваться в жизни, в других дисциплинах, - подчеркнула Изабэла Порус, директор Поволжского центра аэрокосмического образования, член президиума Федерации космонавтики России. - Нужно вернуть физику в школьную программу!
Что говорить, если нынешние школьники изучают физику 2 часа в неделю? И если математика пока - обязательный предмет при сдаче ЕГЭ, то физику вывели в статус дисциплины по выбору. И лишь в специализированных лицеях ей отведено 5-6 часов. По словам Михаила Балакина, заместителя директора лицея № 38, изучение предметов естественно-научного профиля - это тренировка мозга:
- Мы воспитываем личность, свободную в своём выборе, в своих мыслях. Классическое школьное физматобразование поможет человеку быть компетентным и разбираться в разных сферах.
Чтобы глаза загорелись
О важности физики и математики вряд ли можно спорить, но вопрос в другом - как заинтересовать школьников. Некоторым предметы кажутся слишком сложными; для других будущее «попрестижней» выбирают родители.
- Школьников нужно увлечь, показать, как интересен предмет, чтобы у ребят глаза загорелись, - считает Виктор Гергель, декан факультета вычислительной математики и кибернетики Нижегородского госуниверситета (ННГУ). - Нужно разумное сочетание фундаментальной науки и прикладных знаний.
- К примеру, школьная астрономия далека от реальности, - говорит Изабэла Порус. - Другое дело, когда на Байконуре наши воспитанники общаются с учёными, космонавтами. Они впитывают информацию с огромной скоростью. А наша задача - помочь им сформировать самосознание и способность к самообразованию.
Но школьные учителя порой не хотят выходить за поставленные рамки. Тогда кто будет зажигать глаза у детей?
- В лучшем случае 50% наших выпускников идут работать учителями, - заявила Елена Ханжина, доцент кафедры теоретической физики, теории и методики обучения физике НГПУ. - Первый фактор - это зарплата. У начинающего учителя физики ставка - 4100 рублей, хотя в отчётах министерства образования фигурирует цифра 11 000 рублей. Абитуриенты идут в педагогический вуз по остаточному принципу. Не всегда работает программа поддержки молодых специалистов.
Электрики не знают закона Ома
А где сейчас ждут физиков и математиков с университетским образованием?
- Обществу они не нужны, - отметил Бронислав Горюнов, доцент Волго-Вятского филиала Московского технического университета связи и информатики. - Мелкотоварное производство, частник не нуждается в специалистах с высшим образованием. Электрики не знают закона Ома. Что говорить о производстве, где не требуются инженеры.
- Наша промышленность сейчас работает по принципу «купи - продай». Здесь не востребованы высококлассные физики и математики. Для неё достаточно школьной арифметики, - говорит Виктор Гергель.
- Те, для кого исследование природы - жизненный приоритет (как и 30 лет назад, их в Нижнем не более 30 среди массы абитуриентов), могут работать в исследовательских центрах и кафедрах вузов, - считает Михаил Токман, декан факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» ННГУ. - Другой блок - филиалы зарубежных IT-компаний: работа менее интересная, зато более высокая зарплата. Есть небольшая прослойка фирм, занимающихся внедрением наукоёмких технологий. А вот существовавший в Нижнем рынок интеллектуального труда для нескольких сотен молодых специалистов в КБ и НИИ резко уменьшился.
По мнению экспертов, нужны госпрограммы, повышающие престиж науки. Но и самим надо работать.
- Нужно готовить людей, которые совершат качественный скачок, чтобы система образования перестала работать на рынок труда по принципу «Что изволите?», - резюмирует Изабэла Порус. - Спасибо «АиФ-НН», что поднимают эту тему.
...Круглый стол закончился чаепитием с «Пи-образным» пирогом. Так в этот праздник поступают учёные всего мира.
Компетентно
Владислав Бородачёв, проректор ННГАСУ:
- Научно-технический прогресс не может развиваться без физики и математики. Точные науки нужны и для учёных, инженеров, и для бизнеса и менеджмента. На продаже сырья Россия долго существовать не сможет - нужно восстанавливать науку. В Горьком была очень сильная научная школа. Но мы много растеряли при переходе на рыночную экономику.
Опыт Запада говорит, что и в рыночной экономике наука всегда на первом месте. Не только государство, но и частный бизнес понимает эффективность вложений в эту сферу. У них развита техническая разведка, исследуются перспективные направления, создаются долгосрочные прогнозы. Зарубежные компании переманивают наших специалистов за небольшие деньги. Настало время и в России повернуться лицом к науке. Это залог нашего высокого статуса в мире.