Что даёт эта система студентам? Стоит ли выбирать магистратуру или сразу трудоустроиться?
По словам Николая Бабанова, заместителя министра образования Нижегородской области, в связи с вступлением России в Болонский процесс вузы должны создать унифицированную систему подготовки студентов, которые попадут на открытый рынок труда, и возможно, в иностранных компаниях наконец-то будут котироваться российские дипломы.
- Для России эта система не нова, наши вузы уже несколько лет готовят бакалавров и магистров. Несмотря на обязательность системы, по ряду направлений по-прежнему будут готовить специалистов, - считает замминистра. - Вряд ли врача, на которого учатся 6 лет и ещё год в интернатуре, можно подготовить за 4 года. Вузы имеют право выбирать, по какому направлению выпускать специалистов, а по какому - бакалавров.
Как отметил Владимир Швецов, проректор ННГУ, одно из главных преимуществ двухуровневой системы - возможность для студентов получить полноценное высшее образование за 4 года бакалавриата (вместо пяти) и самостоятельно выбрать направление подготовки в магистратуре, по окончании которой выпускник получает два диплома, например бакалавра-юриста и магистра-экономиста. Может в магистратуру пойти и выпускник-специалист. Вот вам и второе высшее бесплатно, ведь на магистерских программах предусмотрены бюджетные места.
По словам Андрея Максимова, заместителя директора НФ ГУ-ВШЭ, число бюджетных мест в магистратуре увеличивается год от года.
- Это своеобразная антикризисная мера - чтобы поддержать студентов, желающих продолжить своё обучение, но не имеющих для этого достаточно средств, - подчеркнул Николай Бабанов. - Правда, пока не все работодатели понимают, что бакалавр имеет полноценное высшее образование, такое же, как и специалист.
- Но уже есть в Нижнем Новгороде такая тенденция: бакалавры по направлению информационных технологий без работы не остаются и всегда востребованы на рынке, - считает Евгений ИВАШКИН, проректор НГТУ.
МНЕНИЕ
Магистрант ННГАСУ Михаил Носов:
- Я пошёл в магистратуру осознанно. Сейчас работаю по специальности, а все недостающие знания получаю в магистратуре. Можно сказать, обучение мне помогает в работе. Очень важно выбирать ту магистерскую программу, профиль которой подходит под твою сферу деятельности. Обучение ради обучения не имеет смысла.
Магистрант Лариса:
- Магистратуру я выбирала так: на 4-м курсе пришёл к нам декан и сказал, что у специалистов через пару лет диплом будет признан недействительным, а магистрам везде дорога. Не обошлось без пафоса - про «углублённое изучение предметов и новые знания». К сожалению, на нашем факультете в магистратуру набирали всех - девчонок, которым хочется работать в вузе, мальчишек, которым в армию неохота. Поэтому экзамены по большей части были фикцией, а не проверкой знаний. В этом году я защищаю диплом магистра. Я надеюсь, он мне в будущем пригодится.