Есть в Нижегородской области местечко, о котором мало кто знает, но которое было свидетелем потрясающих событий.
Это Троицкая гора в Гагинском районе. Место ночлега и чудесных видений Ивана Грозного во время его победного похода на Казань, место, где был построен и разрушен Троицкий монастырь, точка притяжения летних гроз и молний.
Видение на Пьяне
История застывает не только в старинных храмах, монастырях и дворянских усадьбах. И местечко в Гагинском районе, напротив села Юрьева, за Пьяной – прямое тому подтверждение. Если у вас есть свободный выходной, карта Нижегородской области и возможность преодолеть километр не самой разбитой грунтовки – отправляйтесь подзарядиться энергией этого места. Его особая история началась в XVI веке, когда эти лесистые возвышенности у старого русла Пьяны назывались Совьими горами. Летом 1552 года здесь проходило воинство царя Ивана Грозного в его последнем походе на Казань. Желая сделать остановку и дать отдых войску, царь выбрал под свой шатёр именно эту возвышенность, откуда сейчас видно окрест на 40 - 50 км. В те века этой потрясающей панорамы, скорее всего, не было, так как Пьяна текла в окружении лесов. Войско, как предполагают историки, навело через Пьяну деревянные мосты и расположилось по обе стороны реки. Численность его была такова, что, когда войско поило коней, река мелела.
Ближе к ночи царь получил печальную новость от воеводы своих разведывательных отрядов князя Курбского. Его отряды ушли далеко вперёд, подверглись нападению и были разбиты многочисленным отрядом татар, многие попали в плен. Учитывая предыдущие неудачные попытки взять Казань, это поражение было ощутимым. Историки пишут, что Иван Грозный страшно опечалился, молился и перед сном даже плакал. И вот тихой летней ночью во время сна в шатре на горе Ивану Грозному было явление. «Явилась ему Божья Матерь в образе Тихвинской вместе с прапрадедом царя Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять её». Пробудившись ото сна, царь от радости тотчас велел служить благодарственный молебен, рубить часовню и собираться походом на Казань. С тех пор это место не могло остаться просто Совьей горой. Иван Грозный велел заложить на возвышенности мужской монастырь и назвать его в честь приближающегося праздника Троицы. С Совьих же гор был взят Иваном Грозным в переводчики и проводники местный татарин Бахметько, который во время сражения за Казань одним из первых ворвался в укрепление и даже сумел поучаствовать во взятии в плен казанской царицы.
Письмена под грозами
Поход на Казань оказался победным. И Иван Грозный не забыл про место, где ему была обещана небесная помощь. Троицкий монастырь был действительно заложен, он строился и богател – царь пожертвовал новой обители многие угодья и ловы. В городе Тихвине сделали список с чудотворной иконы Богоматери, и монахи во главе с иеромонахом Иовом несли его на руках в Троицкий монастырь в течение двух месяцев. Образ прибыл в обитель 26 июня 1576 года, и с тех пор в честь иконы устраивалась ежегодная ярмарка под стенами обители. В 1610 году деревянная часовня, заложенная ещё Иваном Грозным, сгорела от удара молнии, но икона осталась нетронутой. Стоит отметить, что даже сейчас местные жители говорят, что летние грозы часто бьют в Троицкую гору – это место их притягивает как магнит. Позже Троицкая обитель отстраивается в камне. Успенский храм в обители был построен на средства местного землевладельца – боярина Юрия Бахметьева, потомка того самого татарина Бахметьки, который сослужил царю службу, был им крещён и пожалован в бояре.
Впрочем, явления на Троицкой горе были не только Ивану Грозному, но и старцу Иову. Сам Иов прожил 105 лет и славился мудростью и кротостью: к нему за десятки вёрст ходили на поклон люди, спрашивали совета и просили молиться о них. Иов был погребён при монастыре, и его могила сейчас где-то на Троицкой горе. Старинный пьянский камень, испещрённый старославянской вязью, по словам местных жителей, как раз и является его могильной плитой.
25 июня 1653 года Троицкий монастырь был разорён татарами, но через пару лет отстроен тем же Бахметьевым. В 1725 году храм ограбил и поджёг разбойник Иван Евсеев, за что был схвачен и казнён смертью. Дальнейшая история обители покрыта мраком. В XIX веке местные помещики играли в карты на монастырский кирпич и вывозили его на подводах. Сейчас на Троицкой горе от монастыря ничего не осталось - только тропы, всходящие на гору, повторяют въезды в ворота обители. И лес всё так же отказывается расти на Троицкой горе, словно зачищали его под монастырь с уговором. Старинный могильный камень с письменами всё ещё лежит на своём месте. Около него установлен поклонный крест и маленькая часовня - похожая на ту, которую за день рубили царские ратники.