В перерыве между двумя концертами XV Московского Пасхального фестиваля в Нижнем Новгороде «АиФ-НН» удалось пообщаться с художественным руководителем и генеральным директором Мариинского театра Валерием Гергиевым о войне в Сирии и выступлении в Пальмире.
Оркестр на войне
Злата Медушевская, АиФ-НН: - Валерий Абисалович, за два дня до приезда в Нижний оркестр Мариинского театра дал незабываемый по силе и красоте концерт в разрушенной боевиками сирийской Пальмире. Каковы ваши впечатления от этого выступления?
Валерий Гергиев: - Очень не хочется превращаться в человека, который всю жизнь рассказывает только об одном событии. Вспоминая то выступление, стараюсь быть осторожным в суждениях. Это, с одной стороны, был акт сострадания, поддержки, с другой - протеста, несогласия с открытым насилием и призыв бороться с ним.
Я понимаю, что это звучит немного наивно: «Объединяйтесь, все народы, все страны!» Но если ничего не делать, возникает впечатление полного паралича, а самое страшное - равнодушия по отношению к таким деяниям. Всегда же можно сказать: «Ну, это не у нас же казнят людей. Не у нас головы рубят. Вот если бы у нас было, мы бы дали отпор!»
Российские военные оказали огромную поддержку сирийскому народу. Не знаю, является ли освобождение Пальмиры переломным моментом в этой войне, но, на мой взгляд, совершенно точно, если бы не содействие России, мы сейчас вообще не говорили о такой стране, как Сирия. Там это чувствуется особенно. Мы же выступили на месте, где ещё недавно публично казнили ни в чём неповинных людей!
- Вы задумывались, какие произведения должны звучать в таком месте?
- В первую очередь я нёс огромную ответственность за то, чтобы все музыканты вернулись из этой поездки домой живыми и здоровыми. Но хотелось, чтобы там звучал Бах. Пальмира должна принадлежать вечности. Никто не имеет права поднимать на неё руку. Мне казалось: музыка Баха способна выразить эту мысль особенно сильно. В ней есть спокойствие, непревзойдённая философская глубина.
Решающим фактом был сам концерт, а не то, что выступал симфонический оркестр Мариинского театра. Но если честно, думаю, мало есть в мире коллективов, которые, даже если сильно уговаривать, согласятся выступать в таком месте. По многим причинам это вообще невозможно. В Сирии идёт война! Но все вернулись. Пожалуйста, не считайте, что мы повторим нечто похожее в ближайшее время. Такие выступления бывают раз или два в жизни.
- Пальмира действительно в руинах?
- Террористы глумились над одним из величайших памятников, когда-либо появлявшихся на Земле. Единственное, что там более-менее сохранилось, - амфитеатр, где мы выступали. На мой взгляд, сирийцы виноваты в том, что произошло с Пальмирой. Это всё равно как если бы русские дали погибнуть Эрмитажу. Мы были бы виноваты, кто бы что потом ни говорил.
Ценности - на «стекляшки»
- Вам удалось до концерта прогуляться по Нижнему Новгороду. Какое впечатление оставляет наш город у человека, который видел, пожалуй, весь мир?
- У вас есть красивый ансамбль Нижегородского кремля. Но, безусловно, что-то надо делать с высотными зданиями в центре города, которые портят весь вид! На площади Народного единства стоит торговый центр. Когда смотришь вниз от стен кремля, его присутствие в архитектурном ландшафте пугает, оно противоестественно.
Нижний Новгород - один из красивейших русских городов с богатейшей в том числе культурной историей. Прекрасные впечатления от вашего города не должны нарушать высотные «стекляшки». Не надо сносить эти здания, но «укоротить» на пару этажей не мешало бы. Готов дать для этих целей несколько благотворительных концертов.
Хочется видеть Нижний времён Шаляпина. Местами такой город ещё есть, но больше видны мощные индустриальные изменения, в том числе советского периода, когда с архитектурой древнего города обращались тоже очень вольно.
- А помните свой самый первый приезд в Нижний?
- В тогда ещё город Горький впервые я приехал в 1977 году по приглашению профессора вашей консерватории Израиля Гусмана. Поселился в гостинице. Пока был на репетиции, кто-то зашёл в номер и обокрал меня дочиста (смеётся).
Со сцены - губернатору
- Симфонический оркестр Марииского театра за год выступает чуть ли не в 40 странах мира. Что дают концерты в регионах России?
- Путешествуем действительно много. Выступая в регионах России, черпаем впечатления, набираемся сил. Кстати, в этот приезд заметил: зал Нижегородской филармонии стал лучше звучать, но это не значит, что городу не нужен новый зал! И новый театр оперы и балета. Я был там лет 12 назад. Уже тогда было понятно: этому зданию необходим хороший ремонт! (Реконструкция здания оперного театра скоро начнётся. - Ред.).
- Может, после вашего приезда что-то изменится?
- Такие случаи уже были. Выступали на сцене драматического театра в Липецке, аншлаг... Прямо со сцены я обратился к губернатору Липецкой области. Он, к своей чести, вышел и сказал: «Маэстро, обещаю: зал будет». Через два года мне показали пусть ещё не достроенный, но вполне достойный концертный зал. Но в этом регионе - крупнейший в мире металлургический завод, есть кому поддержать благое начинание. Тут уже вопрос в ресурсах…
Ситуация в стране меняется. Нет глухого непонимания: для чего нужны залы, кто туда будет ходить, зачем деньги на это тратить. Не хочу хвастаться, но обновлённый Мариинский театр даёт до 1300 спектаклей в год. Он очень хорош в техническом плане, в плане акустики. Каждый день в стенах театра проходит десяток образовательных программ для детей. Думаю, пример заслуживает внимания! И такой культурный центр, как Нижний, может какие-то направления из нашей деятельности позаимствовать.