Любовь - зависимость, любовь - унижение, любовь - боль… Новая постановка независимого нижегородского театра «Камер-юнкер» вызвала споры публики, некоторых зрителей смутила, но многих, безусловно, восхитила.
Свежая пьеса о молодых
Елена Борисовна взялась за пьесу Ирины Васьковской «Девушки в любви», написанную в 2014 году. Молодой уральский драматург рассказывает о странных взаимоотношениях нынешнего поколения. В интерпретации Елены Фирстовой получилось современно, социально, жизненно, чувственно.
- Современная драматургия должна присутствовать в репертуаре театров. Пусть она вызывает противоположные мнения, пусть о пьесах спорят, соглашаются или отвергают, - рассуждает режиссёр и актриса.
То, что вы увидите на сцене, сильно отличается от того, что делают классические театры. Это новая сцена - площадка Центра театрального мастерства. Спектакли проходят в маленьком сводчатом зале - бывшей типографии. Зрители там практически касаются артистов. От этого разговор становится ещё более откровенным, интимным, задушевным. Это не площадное искусство для масс, это утончённый театр для понимающих и чувствующих.
Ждут «мужика с севера»
Драматург и режиссёр вместе решили поразмышлять, умеют ли вообще девушки любить.
Мы видим жизнь двух молодых девушек - Вари (Екатерина Беляева, актриса Нижегородского камерного музыкального театра) и Кати (Анна Сильчук, актриса Нижегородского ТЮЗа) в 23 и 26 лет. Живут девчонки на съёмной квартире, перебиваются с хлеба на пиво в надежде на женское счастье. Яркая, слегка вульгарная Катька торгует на рынке бельём, у неё жизнь устроена - с ней сожительствует бравый парень с гитарой Коля (артист Константин Кибардин), иногда пересекаясь в кровати с Варей.
У простой девушки Вари большой секрет: она ждёт своего «мужика с Севера». Вот он приедет и всем покажет, и они заживут. Правда, большой и сильный «мужик» оказался щупленьким тусовщиком Митенькой (артист Юрий Гуляев), который предпочёл «уехать на Север», только бы не встречаться с Варей.
Три года шампанского и залётных мужчин. Что станет с девушками?
Другая реальность
«А ведь так живёт полстраны», - думаешь, наблюдая за переживаниями Вари и её друзей. И даже если для вас мир, где мужчины разбивают сапогом «плазму» и раздают затрещины жене, - другая реальность, посмотрите этот спектакль. Женщина там хватается за последний шанс и готова подобрать любого, лишь бы был, а брошенное обещание позвонить звучит как предложение руки и сердца.
Спектакль заставляет подумать, почувствовать, пережить другую судьбу, близкую многим женщинам, - когда любой проходящий мимо постели мужчина может бросить: «Блудница» той, ищущей счастья.
А что он сам делает в этой комнате - прелюбодействует? Но мужчине позволено. Мужчина имеет право сказать: «Я уезжаю на Север». И что будет делать женщина? Поверит и будет ждать. Как преданная собака.
А вот как не стать жертвой таких отношений? Бросать первой, пока тебя не бросили? Верить каждому встречному страннику? Всё же ждать? У каждой женщины свой ответ, своё решение, своё лекарство. «Главное - улыбайся жизни!» - говорит в конце спектакля Катька плачущей от безысходности Варе.
Нищая, нелюбимая, брошенная, пьяная, отвергнутая, улыбайся. Твой мужик придёт, главное - в это верить.
…Елена Фирстова - режиссёр молодой. Не по возрасту и не по времени, проведённому в профессии, - по смелости, по дерзости, по тем свежим методам, которые она использует. Она не боится рисковать, выбирая молодого нераскрученного автора, не боится осуждения ханжей, оставляя в пьесе сцены и слова с однозначно эротическим подтекстом. Но спектакль же про молодых, как без этого? В «Девушках» столько жизни, какой бы грустной она ни была…