Примерное время чтения: 6 минут
292

«Код Шухова»: в Нижнем вышла книга о гениальном инженере

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 09/10/2013
Гиперболоидная башня - сенсация Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем.
Гиперболоидная башня - сенсация Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем. / Фото из книги «Код Шухова» / АиФ

Все идеи, рождённые в его голове в XIX веке, живы до сих пор. Чёрная масляная река течёт по нефтепроводам, хранится в цилиндрических резервуарах и плывёт в танкерах-баржах, им придуманных. Он догадался, как сжигать мазут и получать автомобильный бензин. И первый русский городской водопровод тоже был разработан им. По сей день люди смотрят на его арочные стеклянные перекрытия в ГУМе, поднимая головы и снимая шляпы. А без Шуховской башни у советского вещания была бы другая история.

Создатель новых форм

Инженера Владимира Шухова прославила Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде в 1896 году - одна из самых значительных в мире. Тогда всего за 120 дней на 80 гектарах пустыря в Канавине - там сейчас находится сад имени 1 Мая и прилегающие жилые кварталы - вырос город с экзотическими деревьями, цветочными коврами, прогулочными дорожками, искусственными прудами, фонтанами и 172 павильонами, в которых потом разместились 9700 участников. Впечатление было такое, будто это европейская столица, которой нет на карте. Но у неё есть первый в мире самоходный трактор, первый в мире радиоприёмник, первые выращенные без почвы растения, первые русские автомобиль и киносеанс, небывалое электрическое освещение, воздушный шар в небе и другие диковины...

Панорама выставки Фото: АиФ

Но самыми диковинными были павильоны, спроектированные Владимиром Шуховым и построенные под его руководством. Посетителей ошеломил вид ажурных цилиндрических сводов с живописной системой затяжек.

Именно тогда люди впервые увидели мембранное покрытие - центральную часть круглого здания Инженерно-строительного отдела закрывало тонкое листовое железо, которое, провисая, образовывало огромную вогнутую чашу. Была и другая новинка: в роли свода - висячие сетки из стальных полос, способные принимать любую форму.

Главной сенсацией стала гиперболоидная водонапорная башня высотой 32 м. Она не только украшала выставку, но и держала резервуар на 123 тыс. л воды. Над ним находилась смотровая площадка с винтовой лестницей. Оболочка гиперболоида вращения тоже была новой, никогда ранее не применявшейся в архитектуре формы. И никаких кранов при монтаже - только лебёдки!

Владимиру Шухову было тогда 44 года. Он работал главным инженером первой в России инжиниринговой компании Александра Бари. Они познакомились в США, где Шухов стажировался после Императорского московского технического училища. С того времени и 20 лет их тандем процветал - Бари принимал заказы, а Шухов создавал продукцию. За их плечами уже были изобретения для нефтяной империи братьев Нобель, первые водопроводы в Тамбове и Москве и строительство металлических мостов.

Шухов был чемпионом Москвы по велосипедным гонкам среди любителей. Фото: АиФ

Заказ на 8 павильонов выставки в Нижнем Бари получил благодаря Шухову - тот посоветовал предложить конструкции бесплатно, но при условии, что расходы по их сборке будут возмещены. Инженер был уверен: ни одно из его творений не пропадёт, их раскупят.

И не ошибся. Гиперболоидную башню приобрёл меценат Нечаев-Мальцов и увёз в имение в Липецкой области. Там она до сих пор и стоит.

200 башен

Заказы с того времени Шухов едва успевал выполнять - морские маяки, водонапорные башни, перекрытия общественных зданий, крупных магазинов, музеев, фабричных цехов, вокзалов… Одних только башен в форме гиперболоида вращения он создал более 200.

Когда наступил Октябрьский переворот, ему было 64. Бари эмигрировал, а фирму национализировали.

Рабочие избрали Шухова руководителем. Именно в те годы он создал своё самое знаменитое сооружение - башню на Шаболовке в Москве. По его замыслу, она должна была быть куда выше - 350 м. Но столько металла неоткуда было взять - шла Гражданская. И тогда Ленин подписал в 1919 году постановление о строительстве башни высотой 148,3 м из шести секций и распорядился выдать металл из запасов!

Строительство началось, но при подъёме четвёртой секции башни произошла авария, и Шухова приговорили к расстрелу с отсрочкой приговора до завершения строительства. 19 марта 1922 года с сооружения начали транслировать радиопередачи, и его помиловали. Появление самой большой башни в России вызвало всеобщий восторг. А писатель Алексей Толстой даже вдохновился на роман «Гиперболоид инженера Гарина».

Владимиру Шухову было уже 75, когда он принял участие в плане ГОЭЛРО и занялся постройкой 6 ещё более совершенных гиперболоидных башен возле Растяпина (вскоре - Дзержинска). Одну пару высотой 20 м смонтировали на правом берегу Оки. А две другие пары - трёхъярусную высотой 68 м и пятиярусную высотой 128 м - на правом. Башни служили опорой для передачи через Оку линии высоковольтных проводов с подстанции «Растяпинской» к Богородску и Павлову.

Справка
Автор книги профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Павловна ВИНОГРАДОВА - потомственный исследователь Владимира Шухова. Её дед, Василий Иванович Виноградов, автор 40 книг, был очевидцем строительства шуховских павильонов на Всероссийской выставке.

Сдали в металлолом…

Шухов был востребован новой властью, но сам относился к ней прохладно. Октябрьскую революцию принять никак не мог и благословил сыновей на участие в белом движении.

Но любил Россию и не хотел её покидать. «Мы должны работать и работать независимо от политики. Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны», - писал он в дневнике.

Последние годы Владимира Григорьевича омрачили репрессии 1930-х, боязнь за детей, смерть жены, неоправданные обвинения и уход со службы. Он уединился, читал, размышлял, принимал только близких. Скончался 2 февраля 1939 года.

Из его гиперболоидных башен до наших дней сохранились не более 20. А из высотных многосекционных гиперболоидных - две: башня на Шаболовке и единственная из шести опор под Дзержинском, 128-метровая. Другие пять разрезали автогеном и сдали в металлолом. Уцелевший памятник культурного наследия - единственная многоярусная гиперболоидная опора ЛЭП в мире.

Таких башен в России уже не делают. Отстаёт технология.

А выставка, с которой началась слава Шухова, исчезла, словно мираж. Сейчас о ней напоминают только старые фотографии и пруд в парке 1 Мая - увы, не очень чистый.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно