Фестиваль русского литературного языка придумала и воплотила в жизнь Нина Зверева, журналист, продюсер, член Академии российского телевидения.
Говорить по-русски
- Нина Витальевна, вы задумывали фестиваль как конкурс, как площадку для обучения, как место общения журналистов?
- Безусловно, это и учебная площадка, и место для встреч, и конкурс. Но если говорить о первоначальном замысле, у меня много лет было ощущение, что Болдино - несправедливо забытое место в биографии Пушкина. Как нижегородка, я страдала от того, что, например, мало кто из моих московских друзей здесь бывал - ехать далеко. А между тем всё великое, что написал классик, он написал в Болдино, а не в Михайловском.
Лет тридцать ходила с идеей организовать фестиваль русского литературного языка и вернуть Болдино славу родины «великого и могучего». Получилось. На фестиваль «ТЭФИ-Регион» в среднем присылают 400 работ, на «Живое слово» - 1000. Мы сегодня - пожалуй, самый популярный конкурс региональной журналистики в России.
- Что же столько лет мешало воплотить хорошую идею в жизнь?
- Такое событие всегда подразумевает адекватное финансирование. И в этом плане всё окончательно сложилось только девять лет назад. Часть расходов согласилась взять на себя область, часть - федеральные власти, удалось привлечь спонсоров. Хотя я считаю, что такой фестиваль должно полностью финансировать государство. Честно: устала каждый год ходить с протянутой рукой, искать деньги...
- Почему вы считаете, что фестиваль обязательно должно поддерживать государство?
- Русский язык - государственная проблема. Чем больше людей грамотно говорят на родном языке, тем сильнее нация.
- Но именно благодаря спонсорам удалось дополнить «Живое слово» программой для воспитанников детских домов.
- Школа юных журналистов для воспитанников детских домов - это идея спонсора! Приезжают дети из Нижегородской, Кировской областей. Они пишут эссе, рисуют, лепят - целый год сражаются за путевки в Болдино. Тема - Пушкин и его творчество.
Финалистов мы приглашаем в Болдино, рассказываем о журналистике, о Пушкине. К ним каждый год приезжает с какими-то невероятными подарками великий выдумщик и журналист Андрей Бахметьев (автор и ведущий рубрики «Оч.умелые ручки» в передаче «Пока все дома»). Дети одну такую болдинскую осень запоминают на всю жизнь.
Неграмотные боги
- Идея фестиваля с момента задумки до воплощения как-то изменилась?
- Когда на моих семинарах практикующие журналисты начали сдавать тексты с грамматическими, лексическими ошибками чуть ли не в каждом слове и предложении, я поняла, что должна стать учителем русского языка, как, собственно, и написано в моём красном дипломе...
Захотелось объяснить журналистам: пока они не научатся работать над словом, им никогда не найти путь к читателям, зрителям, слушателям. Если журналист говорит и пишет плохо, неказисто, сложно, случайно, люди начинают думать, что и им так можно.
Журналисты - боги, писатели - боги! А в их текстах через слово мат, и тот не к месту. Мат - интересный слой языка, он требует виртуозного обращения (как у Венички Ерофеева в «Москва - Петушки»)...
Наш фестиваль по-пушкински весёлый, живой, лёгкий. Один день работает народная ярмарка, парк Пушкина с развлечениями и сказочными персонажами. Потом начинается учёба, общение. В этом году жюри возглавит писатель Захар Прилепин. Он ответит на любые вопросы во время своей «Литературной мастерской». С блестящим эссе «Пушкин и Лермонтов» приедет преподаватель ВГИКа Валерий Мильдон - по-моему, лучший профессор литературы в мире.
- А кто войдёт в жюри?
- Люди, хорошо владеющие литературным русским языком. Даже являясь носителем языка, нужно в активном пользовании иметь 10 тыс. слов, а не 2000. Вспоминайте синонимы, ищите метафоры! В обычной жизни даже умные люди от этого отвыкают, а у них растут дети, которые тоже слышат только бытовое…
Продвинуть Пушкина
- Почему русский язык беднеет?
- Дело в скорости потока информации - люди не успевают его перерабатывать. Оказывается, за день житель мегаполиса получает 3 тыс. информационных сообщений: общение, реклама, даже стикер на холодильнике. Мы привыкаем к лексическому фастфуду. Язык потерянных навыков не прощает.
- Как их восстанавливать? Читать?
- Чтение - пассивный процесс. Если хотите начать хорошо говорить, надо много общаться в разных ситуациях, готовиться к диалогам и монологам, как делал, например, Уинстон Черчилль. Ещё есть прекрасная практика - писать стихи. Подбирая рифму, начинаешь чувствовать музыку слов. Можно писать письма, вести дневник, блог. Любые упражнения со словами прекрасны. Старайтесь подбирать слова, пытайтесь точно выразить мысль. Конечно, язык меняется. Сегодня, чтобы захватить внимание людей, надо использовать существительные, глаголы, уходить от прилагательных. Время сжалось.
- Актуален ли в реалиях современного языка Пушкин?
- «Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке», - современные дети не знают значения большинства этих слов. Всё устаревает, даже Пушкин. Другая жизнь, другие запросы. Сейчас читают Пелевина, Улицкую, Прилепина. И это прекрасно!
Но Пушкин - живая классика, и людям надо дать возможность узнать, что есть такой поэт. Если хотите, надо рекламировать классика. Фестиваль «Живое слово» - совсем не клуб его поклонников. Мы говорим о литературном русском языке. Это и есть лучший памятник поэту.