Каждый, попав на чужбину, хотел бы рассказать новым друзьям о культуре и быте своей родины. Поэтому в одном из университетов нашего города стали уже традиционными фестивали национальных культур, которые проходят весной.
Иностранные студенты из разных стран мира, которые обучаются в нижегородских высших учебных заведениях, показывают друг другу все самое лучшее, что может рассказать другим об их родине. Они надевают красочные национальные костюмы, поют народные песни и зажигательно танцуют, готовят своими руками традиционные кушания, которыми от души потчуют всех желающих.
И плов сварить, и станцевать
Молодой парень в тюбетейке с улыбкой раскладывает по тарелкам вкусно пахнущий мясом и приправами желтый рис. «Плов - пища богов. Кушай, будь здоров!» гласит надпись на табличке, и судя по очереди, выстроившейся за этим восточным блюдом, каждый в огромном фойе хотел почувствовать себя богом. «Очень вкусно, - светловолосая женщина средних лет в очках представилась Светланой Борисовной. Она с аппетитом надкусывает мясо. – Особенно приятно, что этот плов приготовили мои студенты из Таджикистана».
«Знаете, какой самый главный секрет у хорошего плова? – спрашивает меня Элёр Эргашбаев, сменив на посту с пловом изрядно уставшего товарища. – В рис надо обязательно положить зира - это семена кумина, а еще горох нут и барбарис. Именно они и придают плову особый аромат, вкус и нежность».
- Вы сами готовили этот плов?
- Конечно, - улыбается Элёр. – У нас в Таджикистане чаще плов готовят мужчины: у них это получается лучше.
Элёр – будущий инженер-конструктор, но в приготовлении пищи знает толк.
- Подскажите хозяйкам, что нужно делать, чтобы рис в плове оставался таким рассыпчатым, рисинка к рисинке?
- Для этого надо подольше проварить мясной бульон и только потом заложить в него рис. Вообще на приготовление плова уходит часа полтора.
Таджикские студенты оказались не только отличными поварами, но и танцорами. Они так зажигательно отплясывали свой народный танец под аплодисменты, что никому не удалось их перетанцевать, разве что молдавские парни и девушки не меньше порадовали динамичным хороводом.
Трехлапый талисман
Высокий китайский парень разложил перед собой статуэтки серого цвета. В одной из них легко узнавалась фигура нефритового воина из знаменитой гробницы китайского императора Цинь Шихуанди около города Сиань.
«Да, в этой гробнице 8099 статуй нефритовых воинов в человеческий рост, - Цзун Кхуэн Сюй явно обрадовался тому, что о терракотовой армии знают и в России. – Считалось, что эти воины будут сопровождать императора в загробной жизни. Самое интересное, что лица у них у всех разные, словно каждый воин вылеплен с конкретного человека».
Рядом с воином соседствует странная фигурка трехлапой жабы с монеткой в пасти. Оказалось, по преданию, однажды Будда наказал разбойника Чань Чу за злобный характер, превратив его в жабу с тремя лапами. Чтобы расплатиться за свои грехи, она выплевывает из пасти золотые монетки.
«Теперь трехлапая жаба в Китае – почти герой, - смеется Цзун Кхуэн, - она у нас считается талисманом, приносящим богатство. Если хотите разбогатеть, то придется подружиться с этой жабой».
- И как работает этот талисман?
- Чаще всего Чань Чу используют как «магнит» на холодильник, - улыбается китайский студент. - Нельзя ставить его высоко: Чань Чу почему-то боится высоты. И надо не забывать его гладить, чтобы монетки почаще выпадали. Этот талисман есть практически в каждом китайском доме, да и в бизнесе его часто используют: а вдруг повезет?!
Чайковский и «Калинка-малинка» для Шияня
Среди миниатюрных китайских красавиц, раздающих традиционную пищу, вижу знакомое лицо. Это У Цзин Юй, с которой мы познакомились на фестивале в прошлом году. Она тогда училась на классическую оперную певицу в консерватории в аспирантуре. Девушка тоже узнала меня и приветствует улыбкой.
- Почему вы ничего не попробовали? Скоро ничего не останется, смотрите, как хорошо все кушают! – У Цзин Юй огорчается, услышав про диету. – В следующий раз обязательно попробуйте нашу китайскую пищу.
Юля, как просит называть себя девушка, с легкой грустью рассказывает, что скоро заканчивает учебу в полюбившемся ей Нижнем Новгороде. Ее уже ждет работа в городе Шиянь, где Юлия собирается преподавать местным студентам классический вокал.
В Китае традиционная так называемая пекинская опера сильно отличается от привычной нам западной. Для китайцев опера это не только пение, но и танцы, пантомима, элементы акробатики и боевых искусств. Оперные персонажи носят традиционные маски, раскаршенные в разные цвета, которые помогают зрителям разобраться, кто добр, а кто зол. Только в черную маску непривычно рядятся добрые персонажи, а в белую- коварные. Китай мыслит по-своему.
А Юлия будет учить своих студентов ариям, например, из «Пиковой дамы». А еще наверняка научит их петь русские народные песни, как умеет делать это сама.
Корейская морковка, долма и танцы
Южнокорейские девушки и юноши в ярких зелено-красных нарядах покоряют друзей из других стран традиционными острыми овощными закусками, к которым европейцы уже успели привязаться. Все они очень хорошо говорят по-русски.
Чан Мин Хён, улыбчивый парень с черным ежиком волос, оказался преподавателем корейского языка для русских студентов. А Яна Ким, танцовщица народного ансамбля, уже давно живет в России и говорит по-русски без акцента.
Студентка Ани Овсепян тоже говорит без акцента и одета в национальную одежду- армянскую. Девушка с подругами угощает всех желающих долма. Помните диалог из «Мимино» героев Мкртчяна и Кикабидзе: «Ты любишь кушать долма? – Нет. – Это потому что у вас не умеют готовить долма». В Армении умеют готовить долма – фарш в виноградных листьях с соусом.
- Ани, на что надо обратить внимание при приготовлении долма?
- На фарш. Надо умеренно ввести в него специи, - серьезно рассказывает будущий дипломат. – Настоящий долма не бывает без виноградных листьев, а их трудно достать. Обычно они продаются маринованными в банках. Листья должны быть правильной формы и не рваться. А по времени долма готовятся столько же, сколько голубцы.
Когда все национальные блюда были перепробованы, наступило время танцев. Сначала все студенты учились танцевать под латиноамериканские ритмы, затем импровизированный мастер-класс показали таджикские и молдавские любители народных плясок.
Настроение у всех было приподнятое и заставляло вспомнить о лучших временах, когда слова «дружба народов » не были пустым звуком. Молодые люди из разных стран интересны друг другу, в них еще нет предвзятости. И для того, чтобы в отношениях она не появилась, и нужны такие добрые и познавательные фестивали.