Примерное время чтения: 4 минуты
133

«Другое кино» - фестиваль с лицом «Обезьяны»

.

Показ предварялся очень милым мероприятием в холле кинокомплекса с приветственными словами, вином и чудесной музыкой от скрипичного трио. После просмотра возникло ощущение, что более соответствовали бы в качестве аперитива коктейль «Слеза комсомолки» и панк-угар...

Однако, жизнь прекрасна контрастами! Вернёмся к фестивалю. Не сразу становится понятно, чем обусловлен выбор картины для открытия. В Москве эта задача возложена на ленту «Девушка и смерть». Вот там всё ясно: и проект, что называется, «с именами» (Йос Стеллинг, Сергей Маковецкий, Леонид Бичевин, Рената Литвинова), и история гораздо более внятная, и даже постер - атмосфернее. Люди точно заинтересуются. Так почему же в регионах – странная, дикая, иррациональная американская «Обезьяна», а не сильная и трагическая, почти русская «Девушка…»?

Попробуем разобраться. Зачем снимать интровертную поэму о нонконформистском времяпрепровождении юного мечтателя, если это уже сделал Джим Джармуш в самом начале своей карьеры? Причём сделал с тонким чувством кадра, с куда большей визуальной свежестью и невероятным пронизывающим саундреком. Для чего нужно заявлять неизбывную тоску (зелёную, под цвет национальной валюты) и бесцельность существования в американской глубинке, если её гораздо чётче и комичнее задекларировал Кевин Смит почти 20 лет назад? А что можно сказать о параллелях между «Обезьяной» и творениями Дэвида Линча, которые замечены американской критикой? Вряд ли они уместны. Ведь Линч – это не только алогичные события, затянутость и внезапные появления пугающих персонажей. Это ментальный омут, нечто большее, что не всегда можно выразить словами... Эстетизма, метафоричности, цельности повествования в ленте Джоэла Потрикуса нет. И это сделано намеренно!

Авторское малобюджетное кино прекрасно как жанр именно этим: зритель берёт именно то, что хотел сказать автор – ни больше, ни меньше. Без продюсерских примесей и продакт-плейсмента. Получилась многозначительная, крайне простая по форме и сложная для восприятия работа. Похоже, что она сильнее всех остальных фильмов программы «Другого кино» отличается от мейнстрима, как по подаче, так и по содержанию. Возможно, именно в этом кроется причина того, что «Обезьяна» своей собственной лапой волосато и неотвратимо открывает фестиваль – так, чтобы уже никто и никогда не посмел его закрыть. Этот фильм, словно тест на зрительскую пригодность: если ты досмотрел его до конца и о чём-то задумался, то ты свой. Организаторы фестиваля решили недвусмысленно напомнить, что кино-то всё-таки «другое».

По сути же, Потрикус на свой лад продолжает тему «лишних людей», поднятую ещё русскими литературными классиками. Только теперь для них надо придумать новый термин, потому что «лишний человек» предполагает существование слаженного социального организма, из которого он был выброшен волей судьбы или благодаря личным усилиям. А если в обществе каждый человек обладает качеством ненужности? Что им остаётся делать тогда? Искать смысл жизни среди краников с лимонадом в неказистом магазинчике провинциального городишки...

Про подобные фильмы удачно высказалась кинокритик Эрсель фон Лила: «Такое ощущение, что режиссер всё время заглядывает тебе в глаза и смеётся над собственной шуткой: "Ну вот так, чувак, это наше поколение! В этом и заключается наша жизнь, старичок!" И единственное, что обнадёживает в этой ситуации - это то, что режиссёр пока заглядывает нам в глаза. А не в зеркало...

Какая же тема объединяет на этот раз фильмы фестивальной программы? Будет это одиночество в толпе, тихий нонконформизм или активное противостояние обществу, художественный эскапизм или социопатическая агрессия – можно узнать уже сейчас. Фестиваль стартовал и продлится до 1 мая, фильмы демонстрируются в обоих кинотеатрах сети.

АиФ-НН благодарит за сотрудничество сеть кинотеатров «Синема Парк»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно