Экскурсию по православному Сарову для «АиФ-НН» провела Елена Мавлиханова, сотрудник научно-духовного центра Успенского мужского монастыря. Елена Алексеевна - историк, вместе с группой единомышленников занимается изучением истории родного города с 90-х годов.
Батюшка Серафим был иеромонахом Свято-Успенского мужского монастыря, при жизни был признан чудотворцем. Известен строгим аскетизмом, более 15 лет жил отшельником в лесу, простоял в молитве на камне 1000 дней и ночей. Все места, связанные с жизнью Серафима Саровского, ежегодно посещали сотни тысяч паломников со всей России вплоть до 40-х годов прошлого века. Сейчас святыни доступны только для жителей самого города и его немногочисленных гостей.
Обитель под охраной
Днём основания Свято-Успенского монастыря считается 29 июня 1706 года.
- Обитель славилась своим строгим уставом, - рассказывает наш гид. - Монастырь считался исправительно-трудовым, сюда посылали монахов из других обителей избавляться от пьянства или исправлять своё поведение. Кроме того, Саров называли «кузницей кадров» - из молодых монахов здесь воспитывали руководителей в другие монастыри.
Строгий устав запрещал доступ к Соборной площади «всех мирских, в особенности женщин и отроков». В1790 году сюда прислали воинский отряд во главе с офицером-бомбардиром для охраны территории. Служивые стояли при входной двери в монастырь, досматривали паломников, разрешали войти внутрь только во время богослужений.
- Поразительны исторические параллели: например, современный Саров, как и монастырь раньше, охраняется военными, а вход гостям только по пропускам, - замечает наш гид. - Кстати, в том же здании, где располагалась монастырская охрана, - сейчас отдел УФСБ.
- В советские годы три из девяти храмов были разрушены, якобы в их стенах были обнаружены огромные трещины, - продолжает Елена Алексеевна. - Но большинство построек всё-таки уцелели. В монастыре сохранились все келейные корпуса с парой угловых башен, церковь Всех Святых. Чудом устояла красивейшая 81-метровая колокольня - символ современного города. В 40-е годы её собирались взрывать, мотивируя опасностью подвергнуться бомбардировке вражеской авиации. Руководители объекта сопротивлялись такому решению из Москвы несколько лет. Последней каплей в споре стал аргумент в пользу телевышки, что она обслуживала … 4 телевизора (!).
В 2006 году монастырская жизнь восстановлена и сейчас в Успенском монастыре три монаха.
Намоленное место
- Одно из удивительных мест на территории Сарова, хранящих память о великом чудотворце, - Дальняя пустынка в 5 км от монастыря, - рассказывает Елена Мавлиханова. - В глухом лесу батюшка Серафим провёл отшельником более 15 лет. Официально эта территория считается городской чертой, поэтому лес остался почти таким же, как два столетия назад.
На месте огородика батюшки Серафима установлен памятник святому. А неподалёку стоит изба чудотворца, третья после оригинальной, разобранной после его смерти дивеевскими сёстрами. В нескольких шагах от домика растёт огромная реликтовая сосна. По преданию, мимо неё он ходил за водой к своему колодцу на берегу реки Саровки.
Недалеко от лесной кельи лежит огромный камень, засыпанный букетиками цветов. Известно, что преподобный Серафим провёл 1000 ночей в молитве на огромном камне посреди леса, а днём продолжал молиться у себя в келье на малом камне. Первый камень раскололи и унесли в Дивеево сёстры. А этот огромный валун - третий по счёту.
После возвращения в монастырь старец Серафим уходит в затвор и молчальничество на пятнадцать лет. Но постепенно он стал принимать паломников. 72-летний монах встречал гостей словами «Радость моя! Любимче мой, наконец-то ты пришёл ко мне!»
"Умиление" Серафима
- Батюшка Серафим вышел из затвора в 1825 году и поселился у Богословского родника. Это место позже стали называть Ближней пустынкой, - поясняет историк. - Серафим исцелял больных добрым или строгим словом, простуды он мог лечить ледяной водой из родника, давая испить прямо из своей рукавицы. В 2005 году на месте родника построили деревянную церковь.
Свою кончину преподобный Серафим Саровский встретил в своей келье в коленопреклонённой позе перед любимой иконой «Умиление». Его похоронили на Соборной площади. Как говорил батюшка перед смертью: «Приходите ко мне на могилку и как живому выплачьте свои беды, чем могу, помогу». Поэтому к могиле святого потянулись паломники. Останки пролежали в земле 70 лет до канонизации в 1903 году, тогда их как святые мощи перенесли в церковную раку для открытого доступа. Сейчас на месте могилы по старым фотографиям восстановлена часовня.
Подземные затворники
Одно из самых загадочных мест Нижегородчины - Саровские подземелья, построенные по примеру Киево-Печерских пещер.
- Первые подземные кельи появились здесь в конце 17-го века, - поясняет Елена Алексеевна.- Их начал копать первоначальник монастыря Иоанн. Затем была возведена подземная церковь, зала с аркой и помещение для посетителя - две кельи, соединённые окошечком в толстом простенке. Условия для уединения монахов здесь идеальные: абсолютная тишина, темнота, к тому же круглый год здесь одинаковая температура +10. Поражают выбитые в доломитовых стенах узкие лавки-углубления - на них монахи спали «не приклонивши рёбер», а значит, сидя.