Итожим так, как можем...

Я провёл небольшой эксперимент и сравнил, как подавались на основных федеральных телеканалах в воскресенье, 13 мая, несколько главных событий.

   
   

Авария или что? 

Неделя с 7 по 13 мая наверняка запомнилась телезрителям вступлением в должность 7 мая нового-старого президента Владимира Путина, разгоном в Москве оппозиционных митингов, падением российского лайнера «Суперджет-100» в горах Индонезии и, конечно, Днём Победы. Москвичам она запомнилась ещё одним событием. В вечерний воск­ресный прайм-тайм почти весь столичный регион остался без телевизионного вещания основных федеральных каналов. Техническая неисправность дала москвичам пищу для различных толкований, многие и вправду подумали, что виной всему «уличная революция». Ибо экраны телевизоров погасли в тот момент, когда в эфир вышли итоговые новостные программы, начинавшиеся, как правило, с сюжетов об акциях оппозиции. Перебои в вещании возникли у Первого канала, «России 1», «России 2», «России 24», ТВЦ и НТВ. 
Какой-то период экраны оставались чёрными. Трансляция время от времени возникала, но затем вновь пропадала. «Произошла авария на центральном оборудовании. Практически вся Москва осталась без сигнала», - сухо сообщило РИА Новости. 
Тем не менее остальная часть страны итоговые программы посмотрела без проблем. И вот что она увидела. 
Главным сюжетом программы «Постскриптум» с Алексеем Пушковым на канале ТВЦ, конечно же, стала инаугурация Путина. О которой было сказано так, как и подобает случаю: сухо, казённо, без эмоций. Был также сюжет про «Марш миллионов». Подано событие под следующими тезисами: протест становится всё более насильственным, оппозиция радикализуется, акции будут принимать нелегальные формы. Сам ведущий Алексей Пушков, неважно, про что говорит, появляется в кадре с вечно кислым выражением лица, будто только что съел целый лимон и с трудом удерживается от того, чтобы не скривиться ещё больше. Посему любые события в его интерпретации кажутся негативными, пусть даже это новогодняя ёлка в Кремле.    
«Вести недели» на канале «Россия 1» ведёт рано поседевший Евгений Ревенко (никуда не денешься, работа на главном государст­венном канале страны оптимизма не прибавляет). Программообразующим сюжетом здесь стало вступление в должность ВВП. Этому событию был посвящён не просто сюжет, а целый 20-минутный фильм, в котором Владимир Владимирович Путин предстал в разных ипостасях. Вот он кладёт руку на Конституцию РФ и произносит торжественную клятву. Вот он уже в храме с супругой Людмилой в качестве живого ответа всем злопыхателям, утверждающим, что супруги давно живут порознь. Следом Путин показан на хоккейной площадке, где он лихо забивает голы в матче ветеранов. Позже фигура президента возникает уже на Параде Победы, которым он согласно должностным обязанностям руководит как главнокомандующий. На десерт ВВП появляется в образе сердечного друга, пригласившего маленькую провинциальную девочку на Парад Победы и сдержавшего слово. «О чём вы говорили с президентом?» - пытает ребёнка корреспондент. «Не скажу», - кокетничает та. «О делах государственной важности», - догадывается проницательный журналист. Смотреть на всё это так же скучно, несмотря на то, что «неоцифрованный» ребёнок в кадре, безусловно, оживляет официозную картинку. Продолжается программа небольшим сюжетом о крушении вертолёта и рассказом о митинге оппозиции. Акцент делается на том, что организаторы этой акции сами виноваты, что есть пострадавшие с обеих сторон - и в стане митингующих, и в рядах ОМОНа. Заявку подали на 5 тысяч участ­ников - вышло больше. В результате - полная неразбериха. «Похоже, этого и добивались», - делает вывод Ревенко. Оппозиционеры представлены в самом невыгодном свете. Фигуры Немцова, Удальцова, Навального даны вперемежку с геями, лесбиянками и даже нацистами. В финале сюжета возникает провокатор - некий мальчик Коля, переодетый зачем-то в беременную женщину. Его-то и избивают полицейские, после чего по Сети стала гулять байка, что «менты избили женщину на сносях». Все остальные события недели - победа Франсуа Олланда на президентских выборах во Франции, украинская изоляция накануне чемпионата Европы и ситуация в Сирии - меркнут на этом фоне. Обо всём, что творилось в мире и стране, рассказано так же - без эмоций, казённым языком, будто это протоколы судебных заседаний. 
«Воскресное время» на Первом с Петром Толстым, тут уж никуда не денешься, тоже начинается с повест­вования о новом президентском сроке Путина. Ощущение от увиденного действительно такое, будто и для «России 1», и для Первого снимает одна и та же бригада телевизионщиков. Существует мнение, что всю официальную кремлёвскую хронику на три центральных канала передают уже в готовом виде. Журналистам Первого, «России 1» и НТВ остаётся только наложить на готовое видео голос. Посему неудивительно, что телезрители видят одну и ту же картинку. Пётр Толстой, комментируя разгон митингов, пошёл ещё дальше своих коллег и прицепился даже к названию. «Что за казённое название, отдающее пафосом коммунистических времён, - «Марш миллионов»?» - пытался язвить в эфире ведущий. 

Альтернатива 

Особняком среди итоговых программ стоит «Цент­ральное телевидение» на НТВ, где Вадим Такменёв и К° в рамках дозволенной им свободы слова пытаются разнообразить сухой официоз нестандартными подходами. В сюжете про инаугурацию собственно самого Путина было мало. Корреспонденты НТВ отправились в небольшой уральский городок Роза. «Посёлок, сползающий в самую глубокую угольную яму Евразии», - сказал про него корреспондент. И показали, с какими лицами смотрят инаугурацию жители глубинки. «Центральное телевидение» именуют не иначе как «Первое информационное шоу». Здесь действительно есть все атрибуты шоу - аплодирующая публика в студии, живые интервью с гостями, автомобили, лошади, костюмы, если того требует сюжет, обязательно оказываются в студии. Да и сами сюжеты часто отличаются от тех, что бывают в «Воскресном времени» и «Вестях недели».
Не могу не упомянуть о моей любимой итоговой программе «Парфёнов и Познер» на канале «Дождь», смотреть который, увы, могут лишь счастливые обладатели кабельных телеканалов и пользователи Интернета. Пусть аудитория у «Дождя» небольшая, но качественная. Именно в этой программе была дана нестандартная оценка, в частности, и «перезагрузке» Путина, и разгону митинга оппозиции. Писатель Борис Акунин, оказавшийся 13 мая гостем программы, сказал следующее: «Со своим народом так обращаться нельзя. Общество стало взрослее, чем власть, которая им управляет». И пусть в программе почти нет элементов шоу, смотреть её совсем нескучно.  

Смотрите также: