Вне границ. Начальник отделения бюро Интерпола о розыске преступников

Игорь Мусин. © / АиФ

Подполковник Игорь Мусин, начальник отделения Национального центрального бюро Интерпола ГУ МВД России по Нижегородской области, рассказал о работе бюро и розыске нижегородцев за границей.

   
   

В поисках утраченного

- Игорь Зуферович, как давно в Нижегородской области существует отделение интернациональной полиции?

- 27 сентября 1990 года на очередной генеральной ассамблее Интерпола в Монреале тогда ещё СССР вошёл в эту международную полицейскую организацию. Буквально через несколько месяцев в структуре МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

Мы являемся его структурным подразделением и работаем уже 15 лет. Всего по стране 48 таких филиалов, как наш.

- Чем ежедневно занимаются сотрудники русских отделений Интерпола, в том числе в нашем регионе?

- Интерпол - мощный центр, там сосредоточена подробнейшая информация о людях, представляющих международный оперативный интерес со всех континентов. Достаточно сказать, что организация объединяет 190 стран мира. Главное - обеспечить эффективный международный обмен сведениями об обще-уголовных преступлениях.

Мы отвечаем и на запросы правоохранительных организаций других стран. Обмен информацией идёт на основных официальных языках Интерпола - английском, французском, испанском. Кстати, при таком объёме работы в нашем подразделении работает всего 4 человека.

   
   

- То есть вы не только преступников в розыск объявляете?

- Интерпол не затрагивает преступлений, которые носят политический, военный, религиозный и расовый характер. Но кроме людей, скрывающихся от российского суда и следствия, мы объявляем в розыск юридических лиц, автомобили, культурные ценности, похищенные документы. Вместе с другими службами пресекаем незаконный оборот наркотиков, оружия, боремся с террористической угрозой и даже с преступлениями в сфере высоких технологий.

Это секрет?

- Как вы передаёте оперативную и наверняка секретную информацию иностранным коллегам? Не по электронной же почте?

- Для работы с базой данных Интерпола по всему миру была создана специальная система. Она работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Нижегородское подразделение также подключено к этой системе.

- Чего вы добились в работе, располагая таким мощным ресурсом?

- Сегодня за границей от российского закона скрывается 31 нижегородец. В прошлом году на территории Таиланда обнаружили гражданина, который в Нижегородской области обвинялся в мошенничестве в особо крупных размерах: продавал якобы «чудодейственные БАДы» доверчивым людям. Из Вьетнама в начале уже этого года экстрадировали фигуранта уголовного дела о разбойном нападении.

Интерпол работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Фото: Commons.wikimedia.org

- А иностранных граждан с территории Нижегородской области приходилось отправлять в заграничные тюрьмы?

- В 2015 году из Нижегородской области экстрадировали двух граждан Турции. Один был фальшивомонетчиком у себя на родине, а второй разыскивался по тяжёлой статье: незаконное удержание несовершеннолетних.

Порой сложен не сам процесс расследования преступления, а розыск преступника. Необходимо точно установить местонахождение человека. Потом идёт его проверка по всем видам учёта, а это может быть, например, несколько стран европейской зоны поиска Интерпола. Потом человек может перемещаться по миру. А мы должны снабжать коллег дополнительной информацией о разыскиваемом лице. Но преступники тоже люди – звонят домой близким, друзей с праздниками поздравляют... Это зацепка для их поиска!

Тяжело расследовать и раскрывать экономические преступления. Иногда сложно получить у иностранных компаний запрашиваемую информацию - по законам страны она может составлять коммерческую тайну.

- По вашей линии - какие преступления стали меньше совершать в регионе?

- Меньше стали подделывать иностранную валюту. Машины, угнанные за рубежом, теперь реже перегоняют в Нижегородскую область. Правда, уже в этом году обнаружили в Канавинском районе Нижнего Новгорода авто, украденное в Швеции. Но это, скорее, исключение. Если угонщиков и интересуют машины из-за границы, то, как правило, грузовики.

Лондон не выдаёт

- Где чаще всего прячутся преступники-нижегородцы, которые находятся в международном розыске?

- Они скрываются в тех странах, с которыми у России нет договора о выдаче преступников, там, где закон позволяет им хотя бы частично легализоваться.

Вот сейчас у нас одна фигурантка уголовного дела проживает в Великобритании. Это настолько консервативная страна, что скорой выдачи человека оттуда добиться сложно.

- Сегодня политическая ситуация в мире сложная. Это сказывается на вашей работе?

- Интерпол по уставу находится вне политики. Но вообще не так давно руководство донесло до сотрудников российских подразделений Интерпола: дипломатические отношения с некоторыми странами меняются, и мы должны быть к этому готовы. Даже к тому, что некоторые процедуры усложнятся.

- Сегодня и террористическая угроза высока…

- В этом плане мы стали плотнее работать с коллегами из Федеральной службы безопасности. Обмениваемся информацией.

Смотрите также: