«Там идеально всё». Зачем классическая музыка малышам и их родителям

В классической музыке идеально всё, и маленьким детям вовсе не сложно её воспринимать. © / Андрей Антонов / АиФ-Нижний Новгород

Классическая музыка сопровождает нас всю жизнь, хотя порой мы этого не осознаём. Её мотивы слышны в модных рингтонах, песнях, рекламе. Воспринимает ли классическую музыку маленький ребёнок? Об этом  «АиФ-НН» рассказала  музыкант, педагог, автор и ведущая интерактивных концертов для детей и родителей Екатерина Панова.    
   

Потрогать скрипку

– Екатерина, музыка тоже пришла в вашу жизнь в детском возрасте?

– У меня довольно музыкальная семья. Музыка в доме звучала часто. В семь лет и я стала учиться музыке, причём, сколько себя помню, всегда занималась добровольно и с огромным удовольствием. Лет в 10 точно уже знала, что профессия будет связана с музыкой, как собственно и случилось. Я – профессиональный пианист.

– Как появился проект интер-активных концертов классической музыки для детей?

– Мой муж тоже музыкант, пианист, работает в Нижегородской консерватории. Когда рос наш старший сын, мы поняли: дети из семей музыкантов имеют, так сказать, доступ к классической музыке, могут услышать её в живом исполнении. Отношение у таких детей к классике другое. Эта музыка для них несложна для восприятия.

К тому же нам очень хотелось брать сына с собой на концерты. Но если мы музицируем дома, ребёнок живёт в своём ритме. А вот заставить двух-, трёхлетнего малыша сидеть около часа на стуле и наблюдать, что там далеко происходит на сцене, сложно. Более того, у наших филармонических и консерваторских концертов всегда стоит возрастное ограничение 6+.

И потом, там играет симфонический оркестр. Для слуха маленького ребёнка это слишком большая нагрузка.

   
   

Однажды муж сказал: «Давай попробуем создать свой музыкальный проект для самых маленьких». Формат мы выбрали необычный. Снимаем небольшое помещение, там обязательно должен быть мягкий пол. Стульчики выставляем по периметру. Никаких рядов. Музыканты сидят не на возвышенности. Концерт длится 45 минут. Он построен так, что музыку мы слушаем активно. Например, выступаем с «Временами года. Осень» Вивальди. Я раскладываю по залу грибочки или жёлтые листочки, и мы их с детьми собираем. Музыка идёт в связке с игрой, и слушать её малышам уже не так сложно.

Дальше начинается знакомство с инструментами. Каждый ребёнок вместе с родителями может подойти, потрогать их ручкой, провести по струнам, издать какой-то звук.  

– Сразу напрашивается вопрос: а зачем детям в принципе в таком возрасте знакомиться со сложной классической музыкой?

– Классическая музыка очень благоприятно влияет на детей. Сочетание инструментов, гармонии мелодий – там идеально всё. Такая музыка – это основа основ. Из неё появилась вся другая музыка. Классика воспитывает ребёнка как развитую личность. А музыки такой очень не хватает. Наших детей, к сожалению, окружает иной звуковой ряд.

Когда мы устраиваем концерты, к нам приходят целыми семьями. Некоторые родители, как и дети, с удивлением и опаской познают мир классической музыки. Она для них тоже была далёкой. Здесь они понимают: это красиво, такую музыку можно слушать. Возможно, без детей они бы никогда не пошли на концерт классической музыки!

Ещё один большой плюс такого проекта: многие дети открыли для себя новые музыкальный инструменты. Ребята о них даже не знали. Когда подходит возраст поступать в музыкальную школу, наши слушатели выбирают не только фортепиано, а ещё и гитару, или виброфон, или маримбу. Они у нас однажды услышали эти инструменты и захотели учиться на них играть.

Рок не плох

– На ваш взгляд, почему у человека должен быть хороший музыкальный слух?

– Чтобы чувствовать качество музыки. Если музыка качественная, она всегда несёт за собой некий посыл. Она красива и гармонична. Это огромное эстетическое удовольствие.

Это как с книгами. Если с ребёнком не читать, то он вырастет и скажет: в детстве не читал и сейчас не буду.

Музыка окружает наш ежедневно. Когда ты в ней хоть немного разбираешься, то понимаешь: вот это здорово, а это – так себе.

– Давайте посоветуем нашим читателям, с каких произведений, например, дома, в записи, можно начинать знакомить ребёнка с классической музыкой?

– Я считаю, что начать можно с музыки барокко – с Вивальди, Баха. На мой взгляд, в таких произведениях всё очень гармонично. Там определённый состав инструментов: нет тяжёлой меди и духовых, а есть струнные, клавесин. Но надо помнить, что у того же Баха около тысячи произведений, и не все они подходят для детского слуха. Произведение должно быть мажорное, то есть позитивное, чтобы ребёнок мог даже подвигаться в такт.

Прекрасно подходит для детей Шопен. У этого композитора очень красивая музыка с переливами. Она хороша, например, для момента, когда вы рисуете с малышом. Музыка успокаивает ребёнка, он становится более сосредоточенным.

И всё же ходите с малышом на живые концерты классической музыки. Только выбирайте «Карнавал животных» Сен-Санса, а не сонаты Бетховена. Можно прочитать что-то про эпоху, в которую жил композитор, узнать, что тогда происходило в мире, и поговорить об этом с ребёнком после концерта.

– Мы познакомили ребёнка с классикой. Но, став подростком, он выбирает рок. Как здесь быть?

– Я сама в подростковом возрасте слушала русский рок. Дело не в том, что классика – лучшая музыка. Мы вправе делать выбор. Но музыка должна быть интересно сделана – не два-три аккорда. Текст песни тоже должен нести смысл.

Классическая музыка – это стержень. Ты всегда будешь от её высокого качества отталкиваться.

Не фортепиано, а саксофон

– Многие родители хотят, чтобы дети учились музыке. Как сделать, чтобы ребёнок этот процесс полюбил, и как понять, что способности к музыке у него есть?

–  Конечно, есть дети, одарённые от природы. Им интересны музыкальные инструменты. Они пытаются на них поиграть. Кто-то чисто поёт или отбивает ритм.

Но мне кажется, что попробовать заниматься музыкой надо всем, даже если нет никаких предпосылок к музыкальности. Тут самое главное, чтобы нашёлся в музыкальной школе человек, который бы посоветовал, что, скажем, не стоит играть на фортепиано, ваш инструмент – саксофон. Иногда детям нравится музыка в принципе, но не близок инструмент, выбранный чаще всего родителями.

А ещё советую: если вы начали этот путь, то пройти его надо до конца. Он сложный, но воспитывает. Занятия очень дисциплинируют.

При этом не стоит давить на ребёнка. Здесь надо найти правильные слова, а порой и сделать перерыв.

– В 2019 году проекту интер-активных классических концертов исполняется пять лет. Куда бы хотелось развиваться дальше?

–  Очень бы хотелось, чтобы нас под крыло взяло крупное музыкальное учреждение. Во всём мире есть формат 0+. И в нашем городе желающих приходить на такие концерты классической музыки очень много.

Возможно, городские власти могли бы помочь нам с помещением. К нам на концерты приходят ребята с разными отклонениями в развитии. Музыкотерапия – это колоссальный помощник в борьбе с болезнью. Мы бы могли выезжать в интернаты для таких ребят. Но без поддержки это очень трудно...

Досье

Екатерина Панова. В 2006 году окончила Нижегородское музыкальное училище им. М. А. Балакирева, в 2011 году -фортепианный факультет Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.  Преподаватель по классу фортепиано детской музыкальной школы №13 г. Н. Новгорода. Участница российских и международных музыкальных конкурсов.

Смотрите также: