Синоптики из 8 «Б». В нижегородских школах развивается сеть метеостанций

Такая мини-станция помогает юным синоптикам исследовать погоду. © / Из личного архива

Ребята из нижегородских школ решили освоить азы нелёгкой работы синоптика и помочь в сборе данных Гидрометцентру. Во многих нижегородских школах в составе комплектов для классов географии уже есть мини-метеостанции. В этом году ученики школ со всей Нижегородской области решили объединить свои усилия в предсказании погоды - в регионе создают систему школьных метеостанций.

   
   

Утро начинается с прогноза

У ребят из школы №1 города Богородска уже есть богатый опыт в предсказании погоды. Вот уже 7 лет ученики исследуют климат.

«У нас большие возможности для исследований - в рамках национального проекта «Образование» наша школа получила оборудование для кабинета географии. И теперь мы можем получать точные данные с нашей учебной метеостанции. В этом нам помогут современные приборы», - рассказывает Наталья Тебекина, учитель физики.

Каждое утро группа юных синоптиков начинает с наблюдений за погодой. Результаты своих исследований метеорологи отмечают на стенде в кабинете географии, заносят данные в компьютер, строят графики, делают выводы.

«Мы проводим локальный мониторинг - следим за природными процессами и явлениями в пределах Богородского района. Если наблюдения будем проводить несколько лет, сможем сделать выводы об экологических тенденциях в нашей местности. Собранные нами сведения могут иметь большой интерес для жителей Богородска, - уверена Наталья Николаевна. - Также мы можем анализировать погодные условия: изменения физических характеристик (давление, температура, влажность) свидетельствуют об изменении состояния окружающей среды».

Школьная метеостанция сообщает данные о температуре, атмосферном давлении, относительной влажности, количестве осадков, куда и как сильно дует ветер. Ученики уже умеют предвидеть антициклон, знают, после каких природных явлений нужно ждать циклон, без труда разглядят шторм.

   
   

По собранным данным ребята сделали вывод, что климат становится мягче и, вероятно, глобальное потепление коснётся и нас.

«Это очень интересно - наблюдать за погодой. Мы продолжим работу над проектом, результаты своих исследований будем вывешивать на стенде в фойе школы, чтобы все принимали участие в наблюдениях и могли следить за своим здоровьем», - признаются школьники.

А ученикам 8-го класса лицея города Бор только предстоит познакомиться с работой школьной метеостанции. Пока они преследуют лишь прикладные цели:

«Хочу научиться предсказывать погоду, чтобы знать, что с собой завтра на физкультуру брать, - говорит Дмитрий Коробков, ученик лицея. - А вообще свою жизнь я хочу связать с информационными технологиями, после школы пойду учиться на программиста. Думаю, опыт сбора метеоданных сейчас мне очень поможет в освоении будущей профессии».

В помощь синоптикам

Сегодня в регионе создают сеть школьных метеостанций. Пока система охватывает 12 учебных заведений - 9 школ из Нижнего и 3 из районов области. Метеорологи уверены, что количество желающих вырастет. Кстати, сеть школьных метеостанций объединяет не только нижегородские школы - готовы к сотрудничеству школы Москвы, Брянска, Пензы и Казани.

«Сеть школьных метеостанций поможет создать систему обработки данных для частичного предсказания погоды, чтобы знать метеорологическую обстановку в данный момент в той или иной точке Нижегородской области, - уверена Изабэла Порус, руководитель Молодёжного инновационного центра «Проф-Ап», куратор проекта. - Конечно, сами школьники не смогут занести свои наблюдения в базу данных синоптиков, так как мини-станция не сертифицирована, но профессионалы будут использовать их в своей работе».

По словам метеорологов, сегодня в регионе не хватает точек, на которых производятся замеры. Но когда в работу включится каждая школа, данных будет достаточно, чтобы составлять самые точные прогнозы. Чтобы помочь обработать весь массив данных, на помощь школьникам поспешили студенты - они курируют работу учеников, а также мечтают использовать для этих целей своё программное обеспечение. В общем, уже собралась очень сильная команда инициативной молодёжи.

Разумеется, главная задача проекта - образовательная. Дети получают новые знания, которые в таком объёме им не даст ни один урок, считает Изабэла Порус. Более того, это работа на перспективу. Вполне вероятно, что те дети, которые сегодня придут в кружок метеорологии, в будущем захотят связать свою жизнь с этой наукой. А это очень актуально, так как сейчас Гидрометцентру остро не хватает кадров всех уровней.

«Синоптику необходимо обладать хорошими знаниями в физике и математике, знать географию. Нужно быть готовым к тщательной, скрупулёзной работе, - говорит Ольга Мокеева, начальник отдела метеопрогнозов Нижегородского гидрометцентра. - Очень важен опыт работы, причём на одной конкретной местности, а не на разных территориях. И лишь когда знания соединятся с опытом, можно будет говорить об интуиции - что она помогает в предсказании погоды. Прок от нашей совместной со школьниками работы будет только в том случае, если ребята будут соблюдать ряд очень важных правил. Рассчитывать данные нужно относительно уровня моря. Передавать сведения необходимо каждые три часа - так делают во всем мире. А ещё нужно много читать и узнавать. Но детей это не пугает, а наоборот, подстёгивает к новой, увлекательной работе».

Смотрите также: