С кого спрашивать за мусорную реформу?

Мусорная реформа, стартовавшая в Нижнем Новгороде год назад, принесла достаточно много изменений. В городе (правда, лишь на отдельных участках) появились экопункты и желтые контейнеры, началась борьба с несанкционированными свалками. Появился и региональный оператор – и у жителей создалось такое представление, что он теперь отвечает за все эти процессы.

   
   

Однако это далеко не так. Многочисленные вопросы, которые возникают у жителей в связи с мусорной реформой, имеет смысл «отсортировать» и направить по адекватным адресам. Кто же за что отвечает? На пресс-конференции, организованной по инициативе нижегородского филиала ассоциации «Национальный жилищный конгресс» и пяти нижегородских домоуправляющих компаний, были обозначены основные участники данного процесса.

Если говорить о мусоре вообще, все идет к тому, что абсолютно все процессы по обращению с ним сосредоточатся в одних руках. Но и в этом случае ДУК (а именно эта организация ближе всех к собственникам жилья), скорее всего, будет выступать в роли исполнителя ряда услуг.

«Мусоропроводы, очистка подъезда от мусора – это все еще сфера ответственности управляющей компании, – напоминает директор некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. – Но в будущем, когда реализуется идея раздельного сбора, мы видим одно юридическое лицо, которое будет заниматься всем, что связано с мусором. Оно будет обладать компетенцией по привлечению разных лиц, в том числе и УК. Что будет делать управляющая компания для этого лица? Во-первых, информировать жителей, мотивировать их. Во-вторых, выполнять определенные виды работ, которые необходимы как в самом доме, так и на придомовой территории. В-третьих, организовывать контейнерные площадки, если это поручено управляющей компании. Чуда не происходит, если не решено, кто за что отвечает в конкретной схеме».

Если брать мусор, образуемый населением, то он попадает в контейнеры, которые устанавливает региональный оператор. Что касается желтых контейнеров, то таковых «Нижэкология-НН» установила в Нижнем Новгороде несколько сотен, и на этом процесс остановился.

Продолжать установку контейнеров для раздельного сбора мусора регоператор не собирается. Поэтому, если жители хотят появления такого контейнера у себя во дворе, они должны провести общее собрание собственников квартир. И домоуправляющая компания им в этом готова помочь.

«Мы понимаем, что момент перехода на раздельный сбор мусора – очень важный и серьезный, – отмечает исполнительный директор домоуправляющей компании Нижегородского района Александр Гундоров. – Нужно решение общего собрания жильцов как органа управления домом, где каждый должен высказать свое мнение. Мы пойдем навстречу, подготовим всю необходимую документацию. Мы пытаемся рассказать, для чего это, как внедрять систему. Но жителей, которые проживают в многоквартирных домах, управляемых ДК Нижегородского района, и которые готовы к раздельному сбору, – всего пять процентов. Спросить людей на улице, готовы ли вы жить как в Западной Европе – 100% скажут, что готовы. Но тем не менее везде валяются пачки из-под сока, бутылки, сигаретные пачки… Между «сказать» и «сделать» есть большая разница. И лишь пять процентов готовы к конкретным действиям».    
   

Что касается перевозки мусора от контейнера до полигона, то это сфера ответственности регионального оператора.

Кстати, нижегородский интернет пестрит жалобами пользователей на недобросовестность перевозчиков, которые содержимое всех контейнеров (и желтых, и общих) сваливают в один мусоровоз. Но региональные операторы это отрицают.

«Мы возим содержимое желтых контейнеров отдельными мусоровозами, довозим до полигона, который утвержден территориальной схемой, это МАГ-1, – рассказывает заместитель директора по связям с общественностью «Нижэкологии-НН» Марина Баширова. – У нас для этого есть отдельные мусоровозы, они ходят по отдельному графику… На полигон все это приходит с отдельным мусоровозом, сбрасывается в отдельное место, не смешивается с другим мусором, и на разделение внутри полигона оно попадает тоже отдельно».

Далее мусором занимается полигон. Здесь в рамках мусорной реформы работает линия сортировки: весь мусор (как из желтых контейнеров, так и из обычных) разделяется на фракции. Отходы, которые нельзя переработать, остаются на полигоне.

Потом мусор поступает к переработчику, который отмывает его, сушит и дает ему, наконец, вторую жизнь.

Все это, заметим, касается в основном «упаковочных» отходов. Опасным мусором региональный оператор заниматься отказывается – за него отвечают домоуправляющие компании.

«У нас в домоуправляющей компании есть специальный контейнер для сбора ртутьсодержащих ламп, и отдельный контейнер для сбора батареек, – отмечает Александр Гундоров. – У нас заключен договор с организацией, которая имеет право на утилизацию и того и другого».

Между тем, в Нижнем Новгороде реализуется альтернативный вариант – экопункты, принимающие только те виды отходов, которые точно пойдут на переработку. Кроме того, вторсырье там принимается в чистом и сухом виде. Из экопунктов полезный мусор поступает непосредственно на предприятия переработки, минуя полигон.

«Когда спрашивают, куда лучше бросать, я отвечаю: если не лень, носите или в экопункты, или на акцию «Раздельно», – признается руководитель экологической организации «Измени мир» Анастасия Плужникова. – Ну а в желтый контейнер – если совсем лень – приучайте себя, бросайте. Если не очень лень – добро пожаловать в экопункты».

Итак, сегодня в рамках мусорной реформы запущен целый ряд процессов, и отвечают за них разные организации, предлагая жителям разные варианты участия. Какой из этих вариантов будет доминировать в итоге – покажет время.

Смотрите также: