Рабочий-интеллектуал. Как работают ПТУ в Нижегородской области?

фото Александра Фирсова / АиФ

Как устроено среднее профессиональное образование в регионе спустя три четверти века, «АиФ-НН» рассказал Сергей Наумов, министр образования Нижегородской области.    
   

Не только «работа руками»

- Сергей Васильевич, престиж рабочих профессий нужно было поднимать всегда. Была эта проблема и в «старые добрые» советские времена. Как, по-вашему, изменилось отношение к рабочим специальностям в регионе в последние годы?

- Успех любого предприятия определяет уровень квалификации рабочего класса. В «старые добрые» советские времена быть рабочим было престижно. Рабочих обеспечивали социальными гарантиями, существовала возможность выстроить карьеру... Строили заводы - тут же создавали базовые профессиональные учебные заведения.

В смутные 90-е, когда промышленность переходила на рыночные рельсы, престиж рабочих профессий резко упал. Но Нижегородская область учреждения профессионально-технического образования сохранила.

Примерно с начала 2000-х, когда в России начался экономический рост, потребность в высококвалифицированных кадрах заметно возросла. Сегодня рабочая профессия требует не только «работы руками», но и интеллекта, умения управлять высокотехнологичным оборудованием. И зарплата у таких рабочих выше средней по региону.

- Расскажите о сети ресурсных центров. Что она даёт экономике и человеку?

- Усилиями государства, бизнеса и профессиональных сообществ в 12 городах региона созданы 18 ресурсных центров, а также корпоративный учебный центр крупного концерна противовоздушной обороны. В центрах отрабатывают профессиональные компетенции для промышленности, для строительства зданий, автодорог, для сельского хозяйства, ЖКХ и т.д. Создание центров софинансируют областные власти и работодатели. Кроме студентов, обучающихся по основным программам, только в последние 3 года около 10 тыс. человек прошли здесь переподготовку, повышение квалификации. В этом году откроем центры на Бору, в Арзамасе, в Дзержинске.

   
   

- Сегодня учебные заведения не просто классы с партами и досками?

- Безусловно, мы стремимся повышать оснащённость кабинетов, мастерских и лабораторий. С 2011 года регион дважды победил в конкурсе на субсидии из федерального бюджета. В 2011-2015 гг. мы получили более 100 млн руб. на модернизацию системы подготовки кадров по направлениям «Машиностроение» и «Системы противоракетной и противовоздушной обороны». Современные тренажёры-имитаторы сложного оборудования позволят готовить кадры на опережение - не надо доучивать их на производстве.

Вперёд и вверх

- «Может в будущем главным конструктором стать современный рабочий» - строка из советской песни. Реальна ли образовательная траектория «школа - техникум - вуз»?

- Активно внедряем кластерную модель взаимодействия общеобразовательных школ, профессиональных образовательных организаций, вузов и предприятий. Вместе они определяют универсальные компетенции для всех предприятий кластера и специальные - для работы на конкретном участке. Это позволит разработать индивидуальные «маршруты» обучающихся. После трудоустройства специалисту, по сути, не нужен адаптационный период: человек «заточен» под производство.

- Есть, по-вашему, ощутимые преимущества обучения в техникумах региона?

- Безусловное преимущество в том, что рабочих и специалистов среднего звена в регионе готовят для конкретных высокотехнологичных производств в тесной увязке с работодателями. Это существенно повышает качество подготовки и востребованность специалиста.

Кстати
В Нижегородской области 58 профессиональных образовательных организаций и одна образовательная организация высшего образования, подведомственные министерству образования региона, обучают 70 профессиям и 140 специальностям среднего профессионального образования. Ежегодно в регионе выделяют в среднем свыше 14 тыс. бюджетных мест по программам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Смотрите также: