Областному пассажирскому предприятию, «Нижегородпассажиравтотрансу» (НПАТ), не хватает 700 водителей. У частных перевозчиков та же проблема. Отсюда и возмутительно большие интервалы между автобусами на многих маршрутах, и невозможность уехать после 20 часов.
Водителям проще развозить заказы, чем крутить баранку пассажирского автобуса. Подробности – в материале nn.aif.ru.
Нереальные зарплаты
В регионе, как и по всей стране, дефицит водителей автобусов сохраняется на уровне 30%, сообщил заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин во время прямой линии с пользователями соцсети.
Кадровый голод остр, несмотря на прошедшее повышение зарплаты водителей и усиление мер социальной поддержки в государственных автопарках. Так, в июне 2024 года НПАТ готов был платить водителям на 8,4% больше, чем месяцем ранее. Теперь шофёрам обещают от 80 тыс. руб. до 135 тыс. руб. в месяц. Между тем средняя зарплата по региону по итогам I квартала 2024 года – 72 142 руб. в месяц, в Нижнем Новгороде – 82 040 руб.
По словам Дениса Рябинина, многие водители при этом уходят работать курьерами, выбирая более высокую зарплату. Ещё кто-то предпочитает пересесть за руль фур розничных сетей и развозить продукты.
Проблемы с кадрами в сфере общественных перевозок в Нижегородской области начались ещё в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса. Люди стали массово заказывать продукты на дом, отрасли понадобились курьеры, их зарплаты росли. С окончанием пандемии, электронная коммерция только набирает обороты.
По данным рекрутингового портала «HeadHunter», за последний квартал в Нижегородской области было открыто около 2000 курьерских вакансий. Диапазон доходов – от 90 тыс. руб. до 156 тыс. руб. в месяц. Есть и астрономические зарплатные предложения. Например, в Первомайске в крупной российской торговой сети курьера готовы принять на 243 тыс. руб.! В Ардатове и Большом Козине курьеру тот же работодатель готов платить «скромные» 160 тыс. руб.
А что же с зарплатой водителей категории D? За последний квартал в Нижегородской области таким специалистам, в среднем, предлагали от 47 тыс. руб. до 96 тыс. руб. Больше всего им готовы платить в областном центре, меньше всего – в Кстове и Богородске (там – около 45 тыс. руб. в месяц).
«Огромные зарплаты курьеров создают определённый дисбаланс на рынке труда, – говорит представитель «HeadHunter Поволжье» Арина Батракова. – К тому же, чтобы войти в профессию курьера, требуется мало навыков, в отличие от тех же водителей автобусов или грузовых фур. Ну и спрос, конечно, рождает предложения. Курьеры сегодня требуются всем и всюду».
По оценкам экспертов, работа курьера тоже по-своему сложная. Для многих это возможность пережить непростые времена. А в водители автобусов идут люди, которые строят долгосрочные планы на будущее – например, рассчитывают раньше выйти на пенсию. Эта особая категория людей, немногочисленная.
Подруги, за штурвал!
Дефицит кадров даже заставил Дениса Рябинина позвать на руль совместителей. «Я обращаюсь к тем, кто работает в торговых сетях, занят на посменной работе, – призвал Денис Рябинин. – Мы готовы обеспечить обучение вождению автобусов и трудоустройство на 6-часовой рабочий день – с 15 часов до 21 часов».
Во время прямого эфира Денис Рябинин отдельно пригласил за руль общественного транспорта дам. Первая в Нижнем Новгороде женщина – водитель социального автобуса Наталья Прудовская рассказала nn.aif.ru, что сейчас обучает трёх будущих водителей автобусов. Среди них одна женщина, прежде водитель трамвая. Сейчас она решила переквалифицироваться.
«Зарплаты у водителей действительно стали больше. Но есть другая проблема: не хватает слесарей для ремонта подвижного состава, – говорит Наталья Прудовская. – Если автобус сломан, то водитель сидит в резерве, часы простоя в баланс не идут, и зарплата получается не такая большая, как обещали. Наверное, кто-то разочаровывается в таком положении дел и уходит».
Не секрет, что доход водителей муниципальных автобусов состоит из тарифной и надбавочной частей. Первая как раз напрямую связана с графиком работы: больше отработаешь на линии – больше получаешь.
Кстати
Если говорить о зарплате слесарей-ремонтников, то она действительно кратно ниже водительской. На официальном сайте НПАТ обозначены суммы: от 32 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
Получается замкнутый кадровый круг. А пассажиры продолжают стоять на остановках в ожидании хоть какого-то общественного транспорта.