Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров во время Петербургского международного экономического форума заявил о возможном возобновлении выпуска автомобилей «Волга» и «Победа» в Нижнем Новгороде и на других площадках.
Между тем эти автомобили Горьковского автозавода стояли и до сих пор стоят в гаражах известных горьковчан и нижегородцев. nn.aif.ru вспомнил, у кого.
Автомобиль для семьи Чкалова
В 1937 году сразу после первого в мире беспосадочного перелёта из СССР в США через Северный полюс Валерий Чкалов получил от Правительства СССР шикарный Packard Eight голубого цвета. По слухам, авто для героя выбирал лично Иосиф Сталин. В то время это была одна из лучших машин в мире. На похожих моделях американской марки передвигались члены Политбюро ЦК ВКП(б) и другие высокопоставленные лица страны советов. Чкалов тоже с удовольствием ездил на великолепной машине на работу, катал на ней друзей.
В 1938 году Чкалов погиб. Через несколько лет в его родном доме в тогда ещё посёлке Чкаловск открыли мемориальный музей. К музею был пристроен ангар, где выставили и голубой Packard. Машина до сих пор как новая.
«Победа» семьи Чкаловых была долго на ходу. Сохранились воспоминания, что в середине 1980-х годов раритетный автомобиль на реставрацию в цеха автозавода в Ульяновске привёз сын легендарного лётчика. «Победу» ульяновские умельцы отремонтировали «как с конвейера» и выкрасили голубой автоэмалью. Получилось не хуже Packard…
Особые заслуги Дворжецкого
Актёр Вацлав Дворжецкий был страстным автолюбителем. Конечно, он не мог не купить мечту всех автомобилистов СССР – ГАЗ-24 «Волга». Именно чёрной 24-й «Волгой» Самохвалова – Басилашвили в фильме «Служебный роман восхищался Новосельцев – Мягков…
До сих пор у коллекционеров именно 24-е «Волги» первых серий считаются особой ценностью. Стоимость раритетной машины может доходить до 3-5 млн руб.
Позже ГАЗ-24 поставили на поток. Одно время 24-е «Волги» выпускали для нужд таксопарков, милиции и спецслужб СССР. В народе машины получили название «догонялки».
По воспоминаниям родных, Вацлав Дворжецкий был очень аккуратным водителем и «Волгу» свою берёг, но со временем всё же сменил её на российский аналог внедорожника. Свою любовь к машинам Вацлав Янович передал и сыну Евгению Дворжецкому. К сожалению, Евгений погиб в автомобильной аварии в 39 лет.
А вот другой великий русский актёр и наш земляк Евгений Евстигнеев «Волгу» ГАЗ-24 так и не купил, хотя вполне мог себе это позволить. За руль актёр сел поздно, в 40 лет, и до того прикипел к вождению, что, по воспоминаниям близких, даже в булочную ездил на машине. Со временем Евстигнеев приобрёл подержанный Mercedes – настоящая роскошь по тем временам. Евгений Александрович с гордостью вспоминал, как впервые приехал на иномарке в родной Горький проведать маму.
Мечта детства
Теперь уже бывший губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев когда-то признавался, что у него было трудное детство. Семья из шести человек ютилась на 25 квадратных метрах в комнатке общежития московского завода шлифовального инструмента. «Директор предприятия Израилович ездил тогда на шоколадной «Победе», – вспоминал Шанцев. – Это была единственная машина, которую мы всё время видели. И тогда у меня зародилась мечта, что когда-нибудь и у меня будет такая машина».
Валерий Шанцев в раритетном автомобиле на публике появился лишь раз. В 2008 году он приехал на 21-й «Волге» к избирательному участку в Зелёном Городе, чтобы проголосовать на президентских выборах. За рулём тогда была его супруга Татьяна Шанцева.
Генеральская машина
У нынешнего губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, согласно декларации о доходах за 2021 год, в гараже есть сразу две «Волги»: ретро-автомобиль ГАЗ-21 и чёрная ГАЗ-3102. «Периодически сажусь за руль. Первая моя личная машина также была «Волга», – уточнил недавно губернатор.
На конвейер автомобиль встал в 1981 году, но купить его простому советскому человеку тоже было нереально. ГАЗ-3102 производили достаточно мало. «Волги» сразу расходились по государственным спискам, в основном для нужд средней номенклатуры.
Ходил слух, будто новая машина так хорошо получилась, что чиновники разных рангов намеренно решили не выпускать её в свободную продажу. Мол, на 24-х «Волгах» им ездить уже не с руки, а до «Чайки» чином не все выросли.
Однако официального запрета на покупку ГАЗ-3102 в СССР всё же не было. Более того, в начале 1990-х годов «генеральскую» «Волгу» можно было приобрести по официальному прейскуранту завода за 40 тыс. руб. Но у большинства людей денег на такую покупку не было, а у кого были, те уже засматривались на иномарки.
Тем не менее «Волги» ГАЗ-3102 довольно скромным тиражом выпускали вплоть до 2008 года. Чёрные и серые машины этой модели надолго задержались в кремлёвских гаражах нижегородских чиновников. Как раз на такие «Волги» и хотел некогда пересадить российских чиновников экс-губернатор Нижегородской области Борис Немцов, ставший первым вице-премьером российского правительства.
Сегодняшний глава региона Глеб Никитин недавно поддержал аналогичную инициативу главы Минфина РФ Антона Силуанова, как и идею возродить выпуск автомобилей «Волга» и «Победа» в Нижнем Новгороде. По словам Никитина, регион готов оказать всю необходимую поддержку для возобновления производства.