Какие нарушения допускают в медицинских учреждениях? Всегда ли претензии нижегородцев обоснованны?
Доктор, что-то не так
- Качественная медицинская помощь должна быть своевременной. Врач обязан правильно выбрать методы диагностики, лечения и реабилитации пациента, чтобы достичь желаемого результата - вылечить человека, - говорит Светлана Теплова, начальник отдела контроля качества минздрава региона.
Это по закону. В прошлом году в министерство поступила 341 жалоба на качество медпомощи, 474 обращения рассмотрел Росздравнадзор. Чаще всего жители региона жалуются, что «лечат плохо и не так», сетуют и на очереди в больницах.
По словам Юрия Плотникова, зам. руководителя территориального органа Росздравнадзора по Нижегородской области, обращений с каждым годом всё больше, но это не связано напрямую с ухудшением качества оказанных услуг. Оснащение больниц улучшается, растёт информированность граждан. Сегодня даже пожилые сельчане пишут электронные письма в минздрав!
Чья ошибка?
По официальной статистике, в 30-40% обращений жителей региона проверки находят нарушения. Конечно, далеко не всегда они приводят к ухудшению состояния пациента. И не все случаи, когда человек пострадал от действий или бездействия врача, обнародуют. Получают большой общественный резонанс единичные дела. Например, смерть роженицы и малыша в Сокольском районе в 2008 году. Вердикт двум врачам - 2 года 10 месяцев ограничения свободы - вынесли только в феврале 2015 года. Больше обвинительных приговоров медикам в нашем регионе не было.
Была ли это врачебная ошибка, может определить только экспертиза и суд, объясняет Ирина Фаст, адвокат адвокатской конторы (АК) «Гражданские компенсации» - эксперт в делах возмещения ущерба жизни и здоровью:
- К врачебным ошибкам ведёт много факторов - и вина самого врача, и действия лечебного учреждения. Больше всего судебных исков - в сфере гинекологии и родовспоможения. Это вызвано экстремальными условиями оказания медпомощи, потому и процент ошибок, приведших к фатальным последствиям, велик. Компенсации очень разные - от 1 млн до 15 млн руб. Но значительные суммы - это единичные громкие дела. Как правило, выплаты не превышают 3 млн руб.
Мир или суд
Главный вопрос - как пациенту защитить свои права? Сначала нужно обратиться к заведующему отделением или главврачу клиники - они обязаны принять меры. Можно также написать заявление в страховую компанию, оформившую вам полис ОМС, и получить обоснованный ответ.
- Далеко не всегда стоит сразу обращаться в суд. И клинике, и пациенту выгодно мирно разрешить ситуацию, связанную с некачественной медпомощью, - считает Ирина Фаст. - Сфера очень сложная, многое зависит от особенностей организма человека, и далеко не всегда виноват врач.
Если вы решили обратиться в суд, это нужно делать обдуманно. Лучше проконсультироваться с экспертами, которые специализируются на делах по некачественной медпомощи, имеют соответствующую судебную практику, считает Марина Сомова, адвокат АК «Гражданские компенсации». Понадобится колоссальная работа, чтобы собрать огромный пакет документов - без специалиста в этом случае не обойтись. Если вы сомневаетесь, что врач делает что-то не так, лучше проверить - обратиться к руководству клиники, в страховую компанию, к юристам. Благо, если опасения необоснованны. А если претензии оправдаются, действовать нужно своевременно.
Смотрите также:
- Как наказать врача частной клиники за некачественное лечение? →
- Плохо лечат? Обращайтесь в суд →
- Кто такие «автоюристы»? →