В Нижнем его поставил московский режиссер Валерий Караваев. Премьера удалась. Даже автор пьесы - одна из самых известных шведских драматургов Гунилла Боэтиус - осталась им очень довольна.
Хотите пережить душевную травму – напишите пьесу
Спектакль шел в театре три дня – с 30 мая по 1 июня. Незадолго до премьеры в ТЮЗе прошла пресс-конференция, на которой выступили режиссер Валерий Караваев, сама Гунилла Боэтиус, председатель Шведского режиссерского объединения Матиас Лафоли, режиссер Полина Стружкова и главный режиссер Нижегородского ТЮЗа Вячеслав Кокорин.
Пресс-конференция проходила очень весело. Режиссеры, как могли, старались всех присутствующих заинтересовать, а главное – заинтриговать. Все началось с того, что Вячеслав Кокорин пришел к журналистам с колокольчиком и мордочкой курящего домового на галстуке. Он объяснил, что с этого дня бросает курить, ведь за него это теперь делает домовой. Как выяснилось, у Кокорина в этот день был день рождения. После многочисленных поздравлений и шуток пресс-конференция все-таки началась.
Гунилла Боэтиус рассказала небольшую предысторию создания пьесы. Оказалось, что она связана с ее собственными душевными переживаниями. Много лет назад Гунилла собиралась выйти замуж по рационалистическим соображениям, без любви – как это сейчас называется, брак по расчету. В результате и этот человек, и она получили очень серьезные душевные раны. Чтобы пережить депрессию, она взялась за перо и начала писать пьесу. Образ обычного мужчины показался ей недостаточно страшным, и она заменила его на индюка. Ее первоначальная злость была настолько велика, что она мечтала выпустить на сцену живого индюка, убить его, чтобы при этом кровь брызнула на зрителей. Но постепенно чувства остыли, и перед зрителями появился уже не представитель домашней фауны, а Роберт Индюков, в прошлом индюк, но с помощью множества пластических операций он приобрел человеческий вид.
Гунилла сразу сказала, что эта пьеса несколько карнавальна и абсурдна, но именно в таких произведениях, по ее мнению, можно поднять самые сложные жизненные вопросы – проблемы взаимоотношений между людьми, одиночества и жестокости.
Абсурдный спектакль как способ решить проблемы семьи
И вот наконец-то долгожданная премьера. Сначала всех немного шокировала декорация – белый стол и стулья, ящики, подвесные лестницы. Еще больше усилили впечатление герои пьесы: не оставляющий ни на минуту трубу папа, занятая внешним лоском мама, превратившийся в зайца сын и мечтающая о мужчине с тюльпанами дочь. Ситуация самая абсурдная. Каждый из членов семьи живет в своем собственном мире, окруженный вакуумом. При разговоре они не слышат друг друга, все время переходя на крик. Но при этом они пытаются влиять на других, уверенные, что они помогают людям.
Так, желая решить проблемы своей дочери, мама выдает ее замуж за индюка – Роберта Индюкова. Приобретя внешность человека, внутри он так и остался домашней птицей. Но как ни странно, именно это спасает семью от дальнейших заблуждений. Благодаря ему семья перестает врать друг другу, превращать свою жизнь в фарс, скрывать свои истинные чувства под масками. Много лет они прячут отсутствие любви и тепла под внешним благополучием. И, наконец, в один миг на свет показывается правда. Это приводит к окончательному распаду семьи – отец уходит из дома, сын-заяц убегает в лес, зятя-индюка выгоняют. В итоге в доме остаются лишь злая на весь белый свет дочь Юа и не понимающая причины всего происшедшего мама.
Абсолютно новый театр
Спектакль производит очень сильное впечатление, которое еще долго не оставляло зрителей. Это абсолютно «новый» театр – способы выражения мыслей, игра актеров, импровизация, общение со зрителями (в зал даже летели тарелки). В общем, спектакль удался, зрители были в восторге, а сама Гунилла даже пригласила Валерия Караваева поставит этот спектакль в Швеции.
В рамках этого мероприятия состоялись мастер-классы Гуниллы Боэтиус и Матиаса Лафоли. Они рассказывали о принципиальных отличиях шведского театра для детей от русского. Все дело в том, что в Швеции детям показывают проблемные спектакли, о сложностях этой жизни, а в России взрослые прячут детей в нереальный мир, показывают им «рождественские сказки». Эти разногласия возникали еще шесть лет назад на театральном фестивале «Золотая маска». Поделилась Гунилла и своими впечатлениями от спектакля:
- Моя пьеса ставилась во многих странах, но в России одна из лучших постановок.
Остался доволен проделанной работой и сам режиссер:
- Я нашел эту пьесу совершенно случайно. Зашел в книжный магазин и купил книгу Гуниллы. Там была эта пьеса, я сразу понял – ОНА. Именно это я и хочу ставить. Видимо не ошибся.
Замечательно, что закрытие сезона стало таким интересным. Хорошо бы, и открытие не подкачало.
…Теперь ТЮЗ не узнать – легкие детские спектакли заменились проблемными, мрачными, с двойным дном, с подтекстом, с обнажением болевых узлов. В театре считают: нужно таким образом воспитывать подростков и взрослых и решать семейные проблемы. Весь этот болезненный психологизм хорош, но в следующем сезоне хотелось бы увидеть постановки, отражающие положительную, светлую сторону нашего мира, а не только патологию. Ведь кроме обнажения проблемы, нужно видеть, для чего и во имя чего ее решать.
Смотрите также:
- «Я влюбился в театр. Навсегда». Георгий Демуров отмечает 75-летие →
- Хроника детской любви, или Трагедия всех времён и народов →
- Лидия Вележева: «Не надо ревновать» →