Субтропиков в Кулебаках больше нет

   
   

Не хлебом единым

ПО окончании института я оказалась на Кулебакском металлургическом заводе в качестве мастера цветочного участка, который состоял из двух небольших теплиц с печным отоплением и полузимних парников без подогрева. Всё это представляло собой жалкое зрелище. Зимой крыши теплиц приходилось закрывать досками с целью утепления. Для поливки воду носили из пруда вёдрами с помощью коромысла.

Но и в этих экстремальных условиях трудолюбивые русские женщины умудрялись выращивать цветы. Их использовали для оформления заводоуправления, цехов, больниц, а рассаду выращивали для облагораживания территории завода, детсадов, парка...

В 1961 году директором предприятия стал Анатолий Яковлевич Рабинович. Это был человек неравнодушный к прекрасному, понимавший, что не хлебом единым жив человек. Тогда и началась история создания нашего зимнего сада.

Сначала теплицы и парники перевели на водяное отопление. Для поливки был построен водопровод. Потом снесли старые постройки возле пруда, что дало нам возможность возвести ещё пять теплиц. Стали выращивать розы (саженцы привезли из Риги), а к 23 Февраля и 8 Марта - прекрасные сорта тюльпанов. Параллельно с этим собирали неплохой урожай зелёного лука, огурцов и помидоров, которые сдавали в столовые, детсады.

В хозяйстве круглый год цвели гвоздики и каллы. А в одной из теплиц мы даже высадили азалию. Она была очень красива в период цветения. Сорта подобрали так, что, когда один куст отцветал, начинал цвести другой. И так с конца января до конца мая. Цветы были самой разной окраски - от белой до лиловой. Словами, конечно, трудно описать всю эту красоту, но в период цветения от буйства красок невозможно было оторвать взгляд...

   
   

Пальмы прижились

ЕЩЁ в начале своей трудовой деятельности я решила посеять семена пальмы. А в 1967 году они вымахали до крыши. Я обратилась к Анатолию Яковлевичу с идеей создания зимнего сада. Он меня поддержал. Пальмы переселились в оранжерею, построенную в ударном темпе. Процесс пересадки был сложным, болезненным. Пришлось подбирать нужный грунт. Но в конце концов постоянный уход за деревьями, бережное, любовное отношение к ним дали отличные результаты. Пальмы бурно росли, упираясь в стеклянную крышу, которую дважды пришлось поднимать. Высота пальм достигла целых 12 метров! Некоторые виды даже цвели, что в оранжерейных условиях является большой редкостью.

Я часто ездила в командировки в Москву, Нальчик, посещала ботанические сады, где приобретала редкие растения. Юкка, инжир, кактус-змееголовик, агава, кливия, олеандр, опунция, лавровое дерево, циперус, туя, цитрусовые - все они прекрасно чувствовали себя в зимнем саду.

Оранжерею ежедневно посещали старшие группы детсадов, школьники. Да и вообще зимний сад, созданный трудом многих людей, превратился в своеобразную Мекку. Его обязательно показывали всем знаменитостям, приезжавшим в Кулебаки. Это и космонавты, и известные всей стране актёры, и депутаты Верховного Совета. Бывали международные делегации из Германии, Швеции, Люксембурга. И все выражали неподдельное восхищение увиденным.

Новые Лопахины

...В 1996 году я ушла на пенсию. А через год на завод пришли новые руководители, которые безжалостно уничтожили всё, что создавалось кропотливым трудом 40 лет. Да, я понимаю, что завод оказался на грани банкротства, потому что в течение

10 лет был брошен на произвол судьбы. Но при чём тут зимний сад?.. Героиня пьесы А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сказала: “Если есть во всей губернии что-нибудь интересное, замечательное, так это только наш вишнёвый сад”. Но сад приобрёл купец Лопахин и все деревья срубил.

Так же варварски поступили новые Лопахины с нашей пальмовой оранжереей. Ведь ломать - не строить.

P.S. На нашу просьбу сфотографировать то, что осталось от зимнего сада, администрация завода в лице директора службы безопасности Валерия Сёмкина ответила отказом. Видимо, стыдно показывать.

Смотрите также: