В преддверии пятилетия работы Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ г. Н.Новгорода» ее бессменный директор Ольга Геннадьевна Климина рассказала о проделанной работе, планах на будущее, проектах и философии ЖКХ.
- На наш взгляд любая организация, решившая работать в сфере оказания общественных услуг, обязана иметь определенную философию, иметь свое лицо, - считает Ольга Климина. - Наша философия заключается в том, что ЖКХ – это, прежде всего, сфера услуг, где во главе угла вовсе не трубы и электросчетчики, а человеческие взаимоотношения.
- Сегодня в сфере ЖКХ работают очень разные люди: экономисты, юристы, инженеры, предприниматели, политики, чиновники - у всех свои интересы и точки зрения, - подчеркивает Ольга Климина. - Пока участникам этого рынка очень трудно договариваться. Порой они просто не слышат друг друга.
Возьмем, например, давний и порой непримиримый спор о том, какая форма управления домами лучше: ТСЖ или ДУКи? В чем сила ТСЖ? В том, что это самоуправление в чистом виде, которое заставляет жителей быть активными. В чем слабость ТСЖ? В том, что там, в основном, работают непрофессионалы, которым приходится учиться на ходу, причем зачастую учиться на собственных ошибках.
В ДУКах – все наоборот. Там работают профессионалы. Но они, к сожалению, порой не видят и не слышат своих жителей. А ведь жители – это заказчики услуг. А управляющие компании – продавцы услуг. Представьте себе, что вы пришли в магазин, хотите купить продукты, но не можете этого сделать, потому что продавец вас не слышит, или того хуже – разговаривает с вами на каком-то непонятном языке. Вот и жители, принимая отчеты управляющих компаний, очень часто жалуются, что совершенно не понимают, о чем те им говорят. И в этом случае нужен грамотный переводчик. В общем, истина в ЖКХ всегда не справа и не слева, а где-то посередине. Поэтому главный принцип нашей работы - это диалог и поиск компромиссов.
- Жилищное просвещение – это главное, чем мы занимались все эти годы. Домами должны управлять профессионалы, а жители должны быть грамотными заказчиками услуг. Это аксиома, без которой не может быть жилищной реформы, - уверена Ольга Климина. - Постепенно наша организация стала неким профсоюзом, который защищает потребителей коммунальных услуг и выполняет важную посредническую функцию между потребителями и поставщиками услуг.
Приятно, что наша «философия ЖКХ» вызывает понимание в областном правительстве и лично у губернатора Шанцева. Когда в Нижегородской области стартовал наш проект «Школа Общественных Контролеров» (сокращенно «ШОК»), он был поддержан на самом высоком уровне.
Данный проект стал победителем конкурса Президента России по поддержке некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. В рамках проекта мы работали с «общественными контролерами» - активистами ТОС, председателями советов многоквартирных домов, активными жителями. Активисты общественного контроля постоянно осуществляют мониторинг конкретных жилищных проблем, оценивая работу коммунальщиков, не дают им «расслабляться». Из таких «общественных контролеров» постепенно формируются настоящие эксперты в сфере ЖКХ.
Сегодня, в условиях постоянно меняющегося жилищного законодательства, лидерам местного сообщества не хватает знаний, чтобы эффективно защищать свои жилищные права, они не владеют методикой общественного мониторинга в сфере ЖКХ, не сложился механизм оценки коммунальных проблем и способов адекватного реагирования на них. Поэтому такие проекты, как «ШОК», для сферы ЖКХ Нижнего Новгорода чрезвычайно полезны.
- Кроме того, на базе Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ города Нижнего Новгорода» создан и успешно действует региональный центр общественного контроля ЖКХ Нижегородской области, - рассказывает Ольга Климина. - Центр создан в рамках соглашения между Некоммерческим партнерством содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» и Правительством области.
Региональный центр осуществляет мониторинг ситуации в жилищно-коммунальной сфере, следит за соблюдением законных прав собственников и нанимателей жилья, организует семинары по повышению правовой грамотности граждан, проводит социологические исследования в сфере ЖКХ.
В общем, работа в ЖКХ – это интересно, полезно и не скучно. Особенно если подходить к жилищной работе не только с точки зрения инженерных систем, а прежде всего идти от интересов человека.
Записала Елена Коркина
Смотрите также:
- От чего нижегородское ЖКХ испытает «ШОК»? →
- ЖКХ: перемены против людей? →
- Что изменит новая вывеска? →