Если Нижегородская губерния в этом году празднует свой трёхвековой юбилей, то вот по поводу возраста оленя на её гербе у историков однозначного ответа пока не существует. Некоторые эксперты до сих пор задаются вопросами: «Откуда он взялся?» и «Олень ли это?»
Образ оленя
Геральдисты очень любят образ оленя. Это животное - древний символ, который в веках так и не поменял своего смысла. Олень - эмблема воина, мужского благородства, смелости и силы. Он воплощает собой светлые силы, которые дают бой тёмным чарам, воплощённым в образе змея, и побеждают.
Причём в веках у самых разных народностей на разных континентах образ оленя весьма схож. Самый древний смысл связан с символикой Древа Жизни - оленьи рога напоминают ветви. В некоторых культурах Азии и доколумбовой Америки олень вошёл в представление людей как символ возрождения - его рога периодически обновляются. И эту оленью гордость носит на голове целый ряд древних богов. Многие из них, согласно мифам, передвигаются на оленях. А кельты верили, что стада этих диких грациозных животных вообще принадлежат богам. Впрочем, и христианские святые не лишены счастья общения с оленями - святой Николай, то есть Санта Клаус, путешествует в оленьей упряжке.
Олень изображается геральдистами почти всегда в профиль - бегущим, скачущим или мерно шествующим, стоящим на месте, бьющим копытом или даже лежащим. Иногда изображается лишь одна голова оленя или только его рога. Смысл от этого не страдает - это всё та же сила света и добра. Согласитесь, это прекрасный символ.
И город, на чьём гербе есть олень, просто обречён на возрождение и процветание. Поэтому олень изображён на гербах сразу нескольких городов: белорусского Гродно, якутского Успешного, Воркуты, Одинцова, Инты, Магадана, древнего Ростова. Олени смотрят на нас с гербов дворянских фамилий. Например, на гербе древнего княжеского рода Щепиных-Ростовских изображено это благородное животное.
Олень или лось?
Гордое животное появилось на нижегородских печатях намного раньше, чем император Пётр I повелел «быть Нижегородской губернии особо».
Одни эксперты считают, что гербом Нижнего Новгорода в XVI-XVII веках был не грациозный олень, а могучий сохатый. К тому же на территория современной Нижегородской области всегда была богата лосями - они и сейчас заглядывают на окраины областного центра из прилегающих лесов, пугая горожан. Что было в XVI-XVII веках, лёгко передаётся всего двумя словами - «ловы богатые». И легенду о том, что, пробираясь нижегородскими лесами под стены гордой Казани, Иван Грозный питался исключительно лосятиной, тоже со счетов сбрасывать нельзя. По тогдашним поверьям, лосиное мясо придаёт едоку смелость и силу. И царю так понравилась эта дичь, что он велел использовать образ лося на нижегородских печатях. В качестве доказательства историки также приводят указ царя Алексея Михайловича от 1666 года - об изготовлении гербового знамени. Там говорится: «Печать Нижегородская, на ней лось ступает».
Другие эксперты ссылаются на «Роспись всем государевым печатям 1626 года», составленную в Посольском приказе после большого московского пожара, который якобы уничтожил множество документов. В росписи сказано: «Печать Нижегородска: олень, под оленем земля». И эта же сторона указывает на прежнее обилие этих красивейших животных в нижегородских лесах.
Появляются версии того, как лось стал оленем. Во-первых, лося в старину часто называли «сохатым оленем», то есть указывали на то, что его массивные рога очень напоминают родную соху. А во-вторых, если герб рисовал фряжский живописец, то есть иностранный художник, то он мог и не знать, как выглядит «сохатый олень», а потому изображал обычного, благородного, привычного европейцу.
Есть и третья версия! Якобы сама императрица Екатерина Великая, придумывая гербы городам, обратила внимание на то, что олень всё же красивее лося, и велела придать нижегородскому символу изящности.
Интересно, что в воспоминаниях охотников единственный олень, встречавшийся в нижегородских лесах, - это северный, каким-то чудом забредавший в южную тайгу. Некоторые эксперты уверены, что именно он и изображён на нижегородском гербе. И если сейчас этого зверя уже не встретить в наших лесах, то ещё в конце позапрошлого века на него устраивали настоящие облавы.
Как охотились на нижегородских оленей
Описание сцен охоты на северного оленя есть в воспоминаниях охотника Колосовского, который бывал в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Записки были опубликованы в книге «Русская охота» серии «Нижегородские были».
«Откуда взялся северный олень в Макарьевском уезде, когда он перекочевал со своей родины, и, наконец, что его могло заставить расстаться с ней - решить мудрено... Из расспросов местных жителей относительно времени появления оленя ничего положительного узнать не пришлось, но, тем не менее, один старик-охотник говорил, что олень здесь не коренной жилец», - пишет Колосовский.
Далее охотник описывает порядок охоты на северного оленя в макарьевской тайге и повадки зверя. Сезон открывался с первым снегом. Кочующие олени не обладали возможностью замечать движущегося с подветренной стороны охотника во время бега, а потому иногда подпускали к себе довольно близко. «... Олень чрезвычайно пуглив и недоверчив; притом по мелкому снегу в наших местах мало застаивается, а бродит куда вздумается и делает очень нередко большие переходы, а тогда нагонять его не стоит и слишком рискованно и утомительно», - описывает трудности добычи оленя охотник.
Если стадо оленей что-то пугало, животные могли бежать по лесу много вёрст, не останавливаясь ни для отдыха, ни для еды. При этом рогатые пугали всё вокруг, и охота вообще теряла смысл. Именно поэтому охотники всячески умудрялись, чтобы подобраться и сделать меткие выстрелы раньше, чем зверь заметит их. Охотились и большими группами, устраивая облаву и окружая стадо. При этом автор записок признаёт, что охота на оленя весьма затратна и тяжела. Он ссылается даже на отлично организованную охоту в этих лесах его императорского высочества великого князя Николая Николаевича-младшего - добычей стали всего три оленя. Видимо, для княжеского лова это был весьма скромный результат.
Охота на оленя по глубокому снегу проводилась на лыжах, что тоже требовало умения и ловкости. Стрелять на ходу было вообще непросто. Однако были у северного оленя «пагубные привычки», которые играли на руку охотнику. Во-первых, животное боялось любого человеческого следа. Если стадо удавалось обойти на лыжах - оно металось по кругу, боясь выскочить. Во-вторых, олень любил бегать по своим старым следам. При правильном расчёте можно было устраивать удачные засады. В-третьих, долгий бег по насту выматывал стадо, обдирал оленьи ноги в кровь. Охотники на лыжах даже не стреляли, а лишь преследовали животных, чтобы потом просто добивать их дубиной. Колосовский пишет, что в 1860-х годах охотничьей артели крестьян села Каменки удалось разом загнать и убить сорок оленей.
Надо ли говорить, что уже в ХХ веке о северных оленях в нижегородских лесах помнили только седые старики, а исследователи радовались найденным в крестьянских избах трофейным рогам. Теперь северный олень и вовсе не встречается на нижегородском севере. И как знать, может, это именно он, облагороженный геральдистами, смотрит вдаль с нижегородского герба.
Смотрите также:
- Тайна царицы. В Нижнем Новгороде нашли волосник отвергнутой царской невесты →
- Минин - русский. Слышим ли мы эхо мининского призыва? →
- Искусство - оружие. Как скульптуры влияют на людей →