Мы отправились на Выксунский металлургический завод, чтобы узнать, кто и как делает трубы, по которым через Чёрное море в Европу скоро пойдёт российский газ.
«Паспорт» металла
Как велика территория завода, понимаешь только, оказавшись на месте. До нужного цеха мы добирались на заводском транспорте. На производстве нельзя быть без спецодежды - ботинок с металлическим носком, плотных брюк, куртки и каски. В полной экипировке себя в зеркале не узнать, но таковы требования безопасности.
В цехе всё шумит и пышет жаром. Работники проводят здесь не меньше чем по 12 часов в сутки - столько продолжается смена.
- Работа, конечно, напряжённая. От людей требуются знания, предельная сосредоточенность и ответственность, - объясняет Иван Аксёнов, инженер-технолог. - Но и о человеке на производстве заботятся: есть где перекусить, передохнуть в прохладе, на каждом шагу - фонтанчики с питьевой водой.
Одновременно работают две производственные линии. На немецком оборудовании производят трубы «русского» размера - диаметром до 1,42 м и с толщиной стенки до 48 мм. Как раз здесь выпускали трубы для подводной части «Северного потока» - газопровода, идущего по дну Балтики. Теперь делают трубы для морского участка «Южного потока».
Первое, что видишь при входе в цех, - платформы с огромными стальными листами. По площадке их перемещают магнитные краны. Перед началом работы каждый лист осматривают и маркируют, а информацию заносят в сенсорный компьютер. Они здесь буквально на каждом шагу - рабочие вносят в систему данные о выполненных с каждым из листов операциях. Электронный «паспорт» будущей трубы следует за ней по всем этапам производства.
Чтобы стальной лист обрёл форму трубы, первым делом его отправляют на пресс шаговой формовки. Металл покоряется машине, хотя и с раскатистым скрежетом. На выходе - заготовка, по виду скрученный в цилиндр лист. Следующий этап - сварка продольного шва, он соединит края листа. Готово! Можно передавать дальше.
Минимум на 30 лет
Сварка, пожалуй, - один из самых ответственных этапов. Ведь трубы будут испытывать колоссальное давление и снаружи («Южный поток» пойдёт на глубине до 2200 м), и внутри (газ будут транспортировать под давлением до 290 атмосфер). Потому к надёжности сварного соединения предъявляют повышенные требования. Чтобы обеспечить необходимую прочность шва, сварку ведут в три этапа - сначала делают технологическую сварку, которая соединяет края листа, затем - внутреннюю. В конце наносится внешний шов.
- Он переплавляет технологический и образует единое целое с внутренним швом. Получается крепкое соединение, - поясняет Борис Баландин, сварщик труб на стане.
На наших глазах рабочий вносит информацию в карточку трубы. К этому времени в ней уже приличный список операций. Рабочее место у специалиста - в таком же идеальном порядке, как и электронный документ…
Качество шва тщательно проверяют - тут людям в помощь ультразвук и рентген. Только на просвет видно, удалась ли сварка. Дальше дело за малым - с помощью специального оборудования придать трубе форму по заданным геометрическим параметрам по окружности, а затем протестировать на прочность.
Всё! Труба почти готова. Осталось почистить её и нанести внутреннее и внешнее антикоррозионное покрытие - полипропилен. Он должен обеспечить сохранность трубы до 30 лет! На выходе получаются идеальные белоснежные цилиндры. И не скажешь, что внутри сталь!
- На одну трубу уходит примерно 15 часов работы, - подытожил Иван Аксёнов. - Готовые изделия грузят в вагоны и доставляют заказчикам. Их можно сразу монтировать на трассе - собирать и укладывать в «Южный поток». За качество отвечаем!
Смотрите также:
- Одинаковые снаружи, но разные внутри →
- Теперь мы знаем дихондру в лицо →
- Инженерный подход к красоте →