Нижний Новгород, 14 декабря - АиФ-НН.
Всё дело в шляпах
- В Нижегородской области первые валенки появились в конце XVIII века в Семёновском уезде. По легенде, валяльное производство освоил некий крестьянин Болотцев из деревни Ситниково, - рассказывает Юлия БОГДАНОВА, научный сотрудник музея истории художественных промыслов Нижегородской области. - Появлению промысла способствовали старообрядцы, поселившиеся в этих местах в 60-е годы XVII века. Они делали войлок из шерсти овец и коров, а затем валяли шляпы. Промысел просуществовал до середины XIX века, пока не произошёл промышленный переворот и не появился более дешёвый вариант головных уборов - картуз.
Несмотря на то что шляпы вышли из моды и их перестали носить, валяльное дело не пропало. Мастера быстро сориентировались в новых условиях и начали делать обувь. Первые её образцы были похожи на туфли или галоши. Ходить в них было холодно, поэтому к ним стали пришивать голенища, сваленные отдельно. И лишь многими десятилетиями позже научились делать цельные валенки.
Валяльных дел мастера
В XIX веке производство валенок получило большое распространение. Особенно популярным промысел был на севере - на территории современных Борского, Ковернинского, Воскресенского, Арзамасского, Богородского районов. Кустарей, работавших на себя, самостоятельно, было мало. Основная масса работала на хозяина в его или в своём помещении. В начале XIX века в Семёновском уезде было 189 валяных изб, а в конце - уже больше 1200. Дело обычно начиналось с небольшого заводика, на котором работало от 6 до 25 человек.
Кстати | |
---|---|
Своими глазами увидеть старинные валенки, а также образцы валяной одежды, головных уборов и украшений сейчас можно в музее истории художественных промыслов Нижегородской области. На специальной выставке представлены экспонаты из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника - фабричные изделия 20-30-х годов XX века. |
Главное - из печки достать!
Процесс производства валенок был трудоёмким. Сначала стригли шерсть: как правило, использовали натуральную овечью. Затем её щипали (то есть очищали от мусора), сушили на печи и разрыхляли с помощью несложных приспособлений - лучка, бойка и решётки. Лучком называли деревянный круглый шест, к одному концу которого была прикреплена дощечка - «кобылка». В верхнем конце её имелся желобок, куда укладывали струну. Кусок дерева из древесины яблони с отверстием для руки в верхней части и зарубкой в нижней, назывался бойком. Шерсть рыхлили на решётке из деревянных планок таким образом: ударяли бойком по струне из овечьих кишок, она начинала колебаться и ударять по клочкам шерсти, разделяя их на отдельные волокна и превращая в пух.
Подготовив шерсть, мастер приступал к изготовлению основы. Клал на стол широкую доску, поверх неё настилал тканое полотно. Заготовку из шерсти - платку (верхний наружный слой обуви) - прикрывал полотном и катал, соединяя её края. В результате получался шерстяной носок в 2-3 раза больше, чем будущий валенок. Его стирали в бане или в специальном помещении - стирне. Замачивали в котле с кипятком, вытаскивали специальным ухватом и катали, предавая нужную форму.
Со стразами и с узорами
Валенки оставались незаменимой зимней обувью до самой середины XX века. Тогда их популярность постепенно начала сходить на нет: на смену валенкам пришла кожаная обувь.
Валянием занимались редкие мастера, преимущественно в сёлах и деревнях. Однако в начале XXI века традиция валяния обуви получила новую жизнь. В наши дни из грубоватой деревенской обуви валенки превратились в стильный аксессуар: сегодня их раскрашивают, украшают цветочными узорами, орнаментами, вышивают стразами, пайетками… А это значит, валенки ещё долго не уйдут в прошлое.