Нижегородец Валерий Андронов на Байконуре с первого дня. Помнит, как 5 мая 1955 года был заложен первый камень будущего Байконура. Названия «Байконур» тогда не было - в документах значилась станция Тайга. По словам Валерия Константиновича, кадры для космодрома подбирали из выпускников академии им. Дзержинского, политехов Горького, Ленинграда, Киева, Омска, Харькова. Руководящий состав - офицеры, прошедшие Великую Отечественную.
- Жили в вагонах, кто-то снимал комнату у казахов, первые здания - штаб, финский барак, и солдатские казармы, - говорит ветеран Байконура. - Рабочий день не нормировался, иногда спали на работе, положив под голову газетную подшивку…
- Всё было засекречено, - рассказывает Галина Цушко, жительница Новосмолина (в конце 50-х приехала с мужем и ребёнком на Байконур). - 12 апреля 1961 года муж сказал: «Выходите смотреть на холм». Приходим, а там бабай сидит молится. И вдруг гул, всё затряслось. Гагарин полетел. Юрий Алексеевич приземлился в Саратовской области. И его оттуда сразу повезли в Москву. Он не дошёл до Сергея Королёва - сразу к журналистам.
Поговаривали, Сергей Павлович обиделся, что тот не поделился первыми впечатлениями с ним, великим конструктором. А человек Королёв был чудесный. Я работала завмагазином. Придёт, бывало, обнимет за плечи: «Дочки, какие проблемы?» - «Сергей Павлович, продукты привезти не на чем». Через час у нас был грузовик.
- Мне посчастливилось познакомиться с Гагариным. Он готовился к следующему полёту, интересовался лунной программой, приезжал посмотреть «царь-ракету» Королёва Н-1, - делится впечатлениями Роман Суглобов, председатель нижегородского совета ветеранов Байконура. - Почему он больше не летал в космос? Некоторые говорили, что специально не пускали - боялись потерять. В полёте на корабле «Союз-1» он был дублёром Владимира Комарова, который погиб в этой экспедиции. Когда Гагарин погиб, рыдали все, даже мужчины…
Байконуровцы с удовольствием встретились в пресс-центре «АиФ-НН», поделились впечатлениями, вспомнили, как жили.
- Я приехала на Байконур, когда мне был год, - улыбается нижегородка Галина Муромцева. - Выросла, там у меня муж появился, дети родились, мы организовали клуб бардовской песни. Это был самый замечательный город на Земле. Мы научились ценить людей, отношения.
Тяжело пришлось прощаться с Байконуром. Татьяна Кузьмичёва из Новосмолина вспоминает, как уезжали в 1994 году:
- Мы бросали хорошие квартиры. Видели, как громили склады, тащили оборудование, выводили из строя машины, заставляли всех говорить на казахском. Муж уехал на работу 23 февраля 1994 года и пропал на 3 дня. Был в плену. Вся наша жизнь рушилась на глазах. Мы не получили никаких льгот и уехали в Россию, где я раньше никогда не была…
Но главное - не умер Байконур! Возродился практически из пепла и продолжает жить (о том, как нижегородец полковник Александр Толстых помог спасти Байконур, читайте в «АиФ-НН» № 14, 6-12 апреля, архив номеров на сайте www.nn.aif.ru).
Смотрите также:
- Нижегородец Александр Толстых помог спасти Байконур →
- Как Гагарин работал на «Красном Сормове» →
- За что Королёв был обижен на Гагарина? →