С транспорта на трибуны
В неспокойные 90-е в крупных российских городах были созданы отряды милиции особого назначения. ОМОНы быстро показали свою эффективность в борьбе с нарушителями правопорядка и универсальность в проведении спецопераций разной степени сложности.
В целях предотвращения преступлений на объектах ж/д транспорта в сентябре 1992 года создаётся отряд специального назначения Волго-Вятского УВД на транспорте за счёт средств железной дороги.
- Вначале нас было всего 6-7 человек, - вспоминает Андрей Креховец. - Мы выезжали на самые криминогенные железнодорожные станции практически по всей Горьковской железной дороге. Одновременно в УВДТ проходил отбор членов будущего отряда.
В течение года подразделение превращается в слаженную боевую единицу, сотрудники приобретают опыт работы при проведении специальных мероприятий. 12 октября 1993 года приказом МВД России создаётся отряд милиции особого назначения при Волго-Вятском УВД на транспорте. Эту дату принято считать днём образования «Ястреба».
- С 2006 года наши бойцы стали осваивать водолазные работы, - говорит Креховец. - Кроме того, наш боевой отряд - частый гость в Казани, где проводятся футбольные матчи высшей лиги.
Настоящие фанаты
Попасть в этот спецотряд и сейчас, и в начале 90-х было задачей очень непростой. Кроме жёсткого медицинского отбора, боец должен пройти сложное тестирование: кросс, силовую подготовку и три боя со «свежим» противником.
- Редко кто выдерживает все эти испытания, - отмечает полковник. - Но для нас главное не победа, а характер, который демонстрирует человек. В поединке бойца видно сразу.
В отряд шли и идут из разных структур: милиция, десантники, армейцы и просто спорт-смены. Все с одинаково сильным желанием: стать одним из «ястребов».
- В ОМОН идут не ради денег, - объясняет Креховец. - Конечно, зарплата у бойцов немного выше, чем у простых милиционеров, но больших денег здесь не заработаешь и на первом месте не материальная сторона. В «Ястребе» работают за идею защиты граждан и борьбы с преступностью. Наши бойцы - настоящие фанаты своего дела.
Тактика, физическая, огневая, штурмовая, альпинистская подготовка, рукопашный бой - и так изо дня в день, из года в год. Плюс ежеминутная готовность по приказу поехать в любую точку страны.
Два года в «горячей точке»
Уже в декабре 1994 года география поездок «ястребов» расширилась. Ещё до начала первой чеченской кампании им приходилось выезжать в командировки на Северный Кавказ, сопровождать пассажирские поезда, которые шли по территории Чеченской Республики. 50 дней первой командировки в «горячую точку» стали суровым испытанием для личного состава отряда и настоящей школой мужества.
- Однажды ночью, во время разгрузки новоприбывшего полка, железнодорожный состав обстреляли из гранатомёта, - рассказывает Креховец. - Молодые солдатики, которые БМП-то в первый раз увидели в Чечне, со страху палили в небо… К нам, 25-летним бойцам, они обращались «дяденьки».
В январе 1995 года отряд поехал в первую командировку в условиях войны. Девять раз в Чечне были Андрей Креховец и его заместитель Вадим Захаров - в общей сложности они провели там два года. Чуть меньше, 6-7 раз, ездили на Северный Кавказ другие бойцы отряда «Ястреб». Полтора, два, три месяца, полгода - с каждым разом срок пребывания на «горячей земле» удлинялся. Однако политическая обстановка не становилась лучше. В Чечне «ястребы» участвовали в специальных операциях по зачистке населённых пунктов, обороняли железнодорожные станции и мосты.
- В 1996 году, когда уже было заключено перемирие с республикой, наш отряд охранял железнодорожный мост через реку Терек, который боевики пытались подорвать во что бы то ни стало, - вспоминает комотряда. - Однажды мы предотвратили прорыв локомотива с камикадзе на борту метров за 80 до моста, не дали его уничтожить…
Наследие Минина
В 2000 году, во время второй чеченской кампании, силами транспортного ОМОНа был создан необычный поезд, который до сих пор несёт службу на железной дороге Северного Кавказа. А его мини-модель украшает одно из помещений базы «Ястреба».
- Перед отрядом поставили задачу построить бронепоезд, - улыбается Креховец. - В нашем распоряжении оказалось три крытых вагона и платформа. Плюс маневровый и жилой вагон…
«Бронепоезд» из подручных материалов был создан за пять дней. В вагонах вырезались бойницы, укреплялись листами железа. Внутри вагоны защитили мешками с песком. Платформу уложили такими же мешками с тем же наполнителем, которые крепились решётками, накрывались маскировочными сетями. Получалось что-то вроде дзотов.
- Пробный выезд был до Грозного, - вспоминает командир. - С каждым днём дистанция становилась всё длиннее.
Бронепоезд назвали «Козьма Минин» - в честь великого поезда времён Великой Отечественной войны, а также в напоминание о нижегородской земле. На нём наши «ястребы» проводили разминирование, огневую поддержку станций, сопровождали грузы внутренних войск МВД РФ.
Бойцы со школы
Дружба ОМОНа со школой № 75 Канавинского района Нижнего Новгорода началась в начале двухтысячных, когда ученики отправили посылки и письма бойцам, находившимся в командировке в Чечне. Бойцы ответили, а когда вернулись, пригласили ребят к себе на базу. Постепенно дружба переросла в шефские отношения. Ребята частые гости в отряде, там проходит их летний лагерь, спортивные соревнования. Омоновцы проводят в школе открытые уроки, занятия в системе ОБЖ.
База ОМОНа «Ястреб» граничит… с детским садиком. Когда тренировки бойцов проводятся на улице, малышня бросает совки и игрушки и выстраивается вдоль забора, цепляясь пальчиками за железные прутья. За грозными мужчинами в пятнистой форме внимательно следят восхищённые детские глаза…
СПРАВКА АиФ-НН
КРЕХОВЕЦ Андрей Григорьевич родился в 1966 году в Горьком. Службу в органах внутренних дел на транспорте начал после службы в армии в 1986 году. С 2000 года командир ОМОНа Волго-Вятского УВДТ. Награждён государственными и ведомственными наградами: орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медалью «За отвагу». В данное время специальное звание - полковник милиции.
КСТАТИ
От напряжённой работы «ястребы» отдыхают по-разному, но всегда очень по-мужски. Кто-то идёт на охоту, как Креховец, кто-то - на рыбалку. В тёмное время суток несколько членов отряда забивают шайбы в составе «Ночной хоккейной лиги». Часть бойцов и после «рабочих» тренировок идёт в спортзал. Кстати, в «горячих точках» тоже спортом спасались.
- В одном из вагонов мы сделали маленький тренажёрный зал, - рассказывает Креховец. - Всё мастерили сами. Даже было составлено расписание посещения «спортивного» вагона ввиду особой популярности…
Смотрите также:
- Летчик-испытатель Александр Коновалов - о ежедневных подвигах →
- Мы приземлились, а Ту-134 - упал →
- ОМОН умеет отдыхать! →