Мир - это формат 3D

   
   

Однако у «трёхмерной технологии», столь популярной в кинотеатрах, есть и другие области применения. Более прозаичные, но отнюдь не менее достойные внимания.

Картинки для разных глаз

Говорят, что создатель 3D-очков видел только одним глазом. Так или иначе принцип 3D основан на изменённом восприятии реальности нашими глазами. Так, чтобы плоская картинка казалась объёмной. Кстати, первые «объёмные» очки, которые в начале 90-х стали появляться в некоторых российских кинотеатрах - с одним красным и одним сине-зелёным стёклышком, - могли действительно повредить зрение из-за слишком высокой и слишком низкой контрастности в разных глазах.

- Сейчас в кинотеатрах другие очки, с так называемым поляризационным фильтром, - объясняет Николай ГАВРИЛОВ, аспирант кафедры математического обеспечения ЭВМ ННГУ им. Лобачевского. - Благодаря им каждый глаз видит цветную картинку, только с разных ракурсов. Совмещаясь, две картинки создают объёмное изображение.

При создании компьютерных игр с 3D-реальностью основными понятиями является сцена - предметы и то, что их окружает, - и камеры, то есть углы зрения (в игрушках - условное, в съёмках фильма - реальное).

- Есть ещё так называемое «черезстрочное стерео», - добавляет аспирант. - На экране компьютера одна строка пикселей «раскрашена» для одного глаза, вторая - для другого и так далее. Есть и «черезкадровое стерео», основанное на том же принципе. Все они вкупе с очками создают эффект 3D.

В человеке восприятие объектов реальности как объёмных заложено генетически. Немуд-рено, что попытки адекватно воспроизвести реальность в «вирте» были ещё на заре кибернетики. Вспомните «пластиковые» открытки…

   
   

3D - дело серьёзное

По результатам исследований американских учёных, 3D-очки могут стать основной преградой на пути к развитию 3D-ТВ, поскольку смотреть «объёмное кино» в очках не все перспективные покупатели находят удобным.

- Кроме очков, есть и другие приспособления для того, чтобы получался «объёмный» эффект, - рассказывает Николай Гаврилов. - Например, стереоэкран. Однако с ограничением по ракурсу, в котором можно на него смотреть. Выходя за предел по углу зрения, вы будете видеть обычное плоское изображение. В любом случае с восприятием 3D пока что есть трудности технического плана.

Однако, кроме телевидения и кино в «объёмном» формате, есть и другие сферы жизни, где трёхмерное изображение, - полезный инструмент. В частности, формат 3D очень актуален в медицинских исследованиях, точнее диагностике.

- Рентгеновские снимки, томография и УЗИ - это всё плоские чёрно-белые изображения, с которыми работают современные медики, - говорит молодой учёный. - Их отличие от фотографий в том, что ультразвуковые волны проникают на разную глубину в ткани тела, и в зависимости от её плотности каждый пиксель изображения получается более или менее светлым.

Если сделать серию снимков, к примеру, головного мозга, можно изобразить его в компьютере в формате 3D. При помощи специальной программы, которая производит так называемый 3D-рендеринг, все снимки-слои, как бы «выложенные» по трём осям кубика-рубика, вкупе создадут объёмное изображение мозга.

- Благодаря таким «снимкам», которые обновляются на экране компьютера с определённой частотой, можно, к примеру, проследить траекторию движения крови по сосудам головного мозга, - объясняет Николай Гаврилов.

А значит, в будущем можно отслеживать, насколько «забита» голова пациента и насколько высокой, к примеру, является вероятность инфаркта или инсульта. Или провести операцию без использования «внутренних» камер. Оказывается, 3D - вещь сложная и серьёзная. Главное - в каком ракурсе на неё смотреть.

КСТАТИ

Известная певица Шакира снимется в кино, причём не голливудском, а… индийском. Фильм будет снят в 3D с применением компьютерной графики. Съёмки будут проходить не только в Индии, но и в Лондоне и в Восточной Европе.

Смотрите также: