Как роботы людям помогают

Фото: АиФ-НН

   
   

 Что же такое роботы? В каких отраслях сейчас используются «умные» системы? Современные изобретения нижегородской молодёжи: роботы будущего или игровое шоу? 

Андроиды из XVIII века

Роботы появились не вчера, подчеркнул Николай БАБАНОВ, проректор по научной работе Нижегородского государственного технического университета (НГТУ). Ещё в XVIII веке активно развивалось роботостроение - правда, андроиды больше напоминали механических кукол, которых создавали умелые часовщики для развлечения, а не ради науки. 

- Теперь роботы применяются везде. В космосе. Или в агрессивных средах, опасных для человека. Например, нужно обезвредить взрывное устройство или провести диагностику в труднопроходимых местах или воздушную разведку, - говорит эксперт. - Роботы обладают большими возможностями в плане производительности труда. Они широко используются в промышленности - на сборочных линиях автозаводов, в металлургических цехах и т.д. Да и сама по себе такая красивая «игрушка», как робот, может привить не только взрослым, но и детям, школьникам, интерес к серьёзной науке, технике. Всё-таки XXI век - это век разума. 

- Роботы и освоение космоса - вещь неразрывная, - считает Изабэла ПОРУС, директор Поволжского центра аэрокосмического образования (ПоЦАКО). - К примеру, совсем недавно на МКС состоялось удивительное событие - американский робот, управляемый с Земли, пожал астронавту руку. У робота большая программа - он будет помогать космонавтам в тяжёлых и сложных работах на борту и в открытом космосе. 

6-летний учёный

- Мы считаем это очень перспективным направлением, - высказался Игорь ЗАХАРОВ, начальник отдела науки, высшего и среднего профессионального образования министерства образования и науки Нижегородской области. - не считая космоса и промышленности,  роботы подходят для детского творчества, которое было развито несколько десятилетий назад - тогда молодёжь  всё делала своими руками. Когда на нас посыпалось огромное количество готовой техники, желания создавать не осталось. А в робототехнике сочетаются и программирование, и творчество, и развитие интеллекта.  В роботе воплощается твоя идея. В плане привлечения молодёжи к науке это направление незаменимо. Оно развито во всём мире. 

По словам И. Порус, сейчас робототехнику дети изучают со школьного возраста. Пока это направление развивается в рамках дополнительного образования. Работает кружок во Дворце детского творчества им. Чкалова. В ПоЦАКО открылась лаборатория по созданию роботов для школьников и студентов. 

   
   

- Уже несколько лет мы пытаемся развивать детское техническое творчество. Робототехника в этом плане - панацея. Это межпредметное направление, где ребёнок на практике может отрабатывать знания, полученные на уроках. У таких детей не только другие оценки, но и профессиональный подход к изучению, - считает Наталья ЕВДОКИМОВА, заместитель директора по организационно-методической работе Дворца детского (юношеского) творчества им. Чкалова (ДДТ). - Но ведь самая главная проблема сейчас - это не отсутствие интереса у детей, а недостаток педагогических кадров. К робототехнике должны быть привлечены учителя информатики, физики, технологии. Мы должны создать условия, чтобы это направление развивалось. 

По мнению Татьяны ВОЛКОВОЙ, методиста ДДТ, с робототехникой лучше знакомить детей не раньше 4-го класса - в этом возрасте ребята начинают осмысленно познавать мир, причинно-следственные связи, назначение предметов. 

Серьёзно изучать робототехнику можно в университетах - на физическом факультете Нижегородского госуниверситета (ННГУ) и Институте промышленных технологий машиностроения НГТУ. 

- В рамках проектного метода с помощью роботов студенты могут на практике показать, как их идея будет реализована в аппарате. Для этого ребятам необходимы знания по математике, физике, программированию, - поясняет Георгий ФИДЕЛИН, научный сотрудник ННГУ. - Робот в данном случае - это модель, пример, как могут быть использованы научные знания. 

Кроме того, курс программирования лего-роботов есть в Нижегородском институте информационных технологий. По словам преподавателя Александра Колотова, роботы позволяют сподвигнуть и детей, и взрослых на изучение точных наук. 

- У меня сыну 6 лет, и он уже с удовольствием занимается с роботами, - улыбается А. Колотов. 

Смотрите также: