Впервые за почти 20 лет потребительские цены в стране начали снижаться. Ещё в начале августа «Росстат» отрапортовал, что дорожать жизнь в России практически перестала и показатели инфляции вышли в ноль; а по последним данным к концу лета цены и вовсе поползли вниз — в период с 25 по 31 августа стоимость потребительской корзины упала примерно на 0,1%. Величина небольшая, но в рамках общей экономической динамики более чем значимая.
Прежде всего, она свидетельствует о том, что в стране началась долгожданная дефляция — падение цен, которое уже второй год наблюдается в странах Европы и Америки. Но хорошо это или плохо? Обладатель дырявого кошелька и скромного семейного бюджета, конечно, скажет, что хорошо, но вот у профессиональных экономистов на это несколько другой взгляд. Если забыть о прозе жизни и собственном холодильнике, дефляция может быть не благом для экономики, а катастрофой.
— Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — это снижение индекса цен в экономике. В рыночных условиях возникновение дефляции свидетельствует о дефиците денег в обращении, низком уровне платежеспособного спроса, снижении потребительской и инвестиционной активности, и расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция, — говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. При этом аналитик отмечает, что дефляция ещё и усугубляет процессы, следствием которых является. Получается замкнутый круг:
— Резкое ускорение экономического процесса, противоположного по своему характеру инфляции, также снижает инвестиционную и потребительскую активность, поскольку предполагает удорожание выпускаемой и потребляемой продукции, неадекватное имеющимся у экономических агентов средствам.
Проще говоря, в конечном итоге товары снова начинают дорожать, но объём денежной массы у потенциальных покупателей при этом не увеличивается.
— Из-за падения цен экономические агенты предпочитают не вкладывать деньги, не инвестировать, а накапливать, чтобы через некоторое время, предположим, через несколько лет потратить их более выгодно. Такая ситуация, приводит в итоге к ухудшению динамики ВВП, — добавляет Осин.
Впрочем, как у всякой медали, и у этой есть своя обратная сторона. Как известно, почти всё в экономике развивается циклически, вот и цикл дефляции может закончится своим «позитивным пиком».
— В то же время, в течение относительно небольшого промежутка времени дефляция в отдельных случаях может оказаться позитивным процессом, поскольку сдерживает рост кредитных ресурсов, позволяя на этом фоне провести структурные макроэкономические реформы, — поясняет Осин. — Подобное развитие событий мы наблюдаем в текущий момент.
Действительно, пока говорить о долговременной дефляции в России нельзя. Если в европейский странах цены показывают отрицательную динамику уже в годовом исчислении (в Австрии, Бельгии, Италии, Испании и Словении жизнь стала дешевле по сравнению с 2008-м на 1-2%), то у нас только с января инфляция доросла уже до 8,2%. Так что дефляция получается не годовая, а пока только «недельная».
— Если мы говорим об изменении цен в годовом исчислении, то в современной России — начиная с 1991 г. — таких периодов вообще не было, — констатирует Осин. — В помесячном исчислении инфляция может снижаться как под влиянием среднесрочных, так и краткосрочных факторов, подобные примеры в современной российской истории в отдельных случаях происходили. К ним, в частности, относится и текущий период в экономике.
При этом Осин отмечает, что даже в краткие дефляционные деньки россияне успеют почувствовать как позитивные, так и негативные последствия этого явления.
— Дефляция будет означать, очевидно, спад в ценах на продукты питания и предметы потребления, а также сокращение цен отдельные виды потребительских товаров длительного пользования, таких как, скажем, бытовая техника или, возможно, автомобили. С другой стороны, зарплаты и уровень занятости продолжат испытывать негативную тенденцию, — заключил экономист.
Кстати
Период дефляции действительно может оказаться очень кратким, и уже в октябре мы с сожалением будем вспоминать про сентябрьский дешёвый хлеб и микроволновки. По мнению президента Ассоциации региональных банков, депутат ГД Анатолия Аксакова, осенью инфляция в стране традиционно подскакивает благодаря крупным платежам согласно закону о бюджете:
— По итогам года инфляция составит 11-12%, и слава богу, что не больше. Мы даже выйдем на уровень более низкий, чем в прошлом году. Но у нас бюджет традиционно финансирует в конце года — начинаются крупные выплаты по гособязательствам, заказам, и очень большие суммы идут в экономку. Поэтому роста инфляции не избежать.
Смотрите также:
- Нижний Новгород официально признан третьим по дороговизне городом России →
- В ожидании кризиса: брать или возвращать кредиты? →
- Экономика России будет расти, - считают эксперты →