Душа кувшина

   
   

На всю Россию Нижегородская область знаменита хохломой и матрёшками. Но есть много других, порой позабытых промыслов края, в которых отразился дух людей, их чувства и творческие порывы.

Сейчас потихоньку, несмотря на то, что промыслы практически не поддерживают, несмотря на то, что это трудоёмкое производство, художественное наследие наших предков начинают возрождать мастера.

Сейчас модно отрекаться от собственной истории, культуры, заменяя это раздутыми и достаточно чужеродными для нашей страны теориями, откуда есть пошла земля русская.

А наша родная история - вот она, в традициях, в дошедших до нас промыслах, которые наши предки передавали из поколения в поколение.

Наговорить мечты сосуду

Елена и Николай Щипановы с 1989 года возрождают промысел чернолощёной болдинской керамики, которая зародилась недалеко от Львовки, в селе Большое Казариново. Изготовлением глиняной посуды здесь занимались с XVI века (судя по археологическим раскопкам). Это уникальный промысел для Нижегородской области.

Крестьяне лепили посуду из белой глины, обжигали в горне - яме глубиной около 2 м, диаметром 1,5 м, внизу - небольшая кирпичная печь. Обожжённое изделие мастер тщательно обрабатывает голышом, или лощилом. Только при соблюдении всех правил обработки и обжига готовая посуда приобретает равномерную чёрную или тёмно-серую окраску, отливает серебряным блеском - поэтому её называют синей керамикой. Такая посуда уже не требует глазури. По словам Елены Щипановой, чернолощёная керамика - это горшки, кувшины, чайники, тарелки, турки, бутылочки, сосуды, свистульки. Пользуется спросом окарина - древнейший музыкальный инструмент, маленькая глиняная свистковая флейта. Любят люди и обереги - шептуны, которым можно наговорить свои желания.

   
   

- Конечно, все эти вещи выполняют утилитарные функции, - рассказывает Елена. - Но каждый может вносить в них свой смысл, свою энергию. И вещи обретают не только хозяина, но и свой особый характер.

На все случаи жизни

Славится область и своими гончарами. К примеру, мастер Василий Пугин занимается богородской керамикой. Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села в 1570 году - не зря здесь и улица есть с характерным названием - Горшечная. Расцвет гончарного искусства приходится на конец XIX - начало XX века, когда изделия здешних мастеров стали известны в России. И если в начале прошлого века в с. Богородском насчитывалось 150 мастеров-горшечников, то до 80-х годов XX века промысел активно забывали. И только в 90-е гончары начали его возрождать, несмотря на то, что промыслы считались неприбыльными.

Для создания сосудов Василий и его коллеги из мастерской используют белую дивеевскую глину, которую ожигают. В отличие от чернолощёной, богородскую керамику покрывают глазурью, которую расписывают. Гончары создают разнообразную посуду на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки (для молока), рукомойники (или «урыльники), лотки, подойники, «полевики» (в которых брали с собой пищу в поле), «квасники», «ягодники», «пасхальницы», «кисельницы» и даже самовары. Кстати, до наших времён сохранились жаровни для рыбы, секрет изготовления которых не могут разгадать до сих пор.

- Я встал за гончарный круг в 3-м классе, - говорит Василий Пугин. - Вначале гончарное ремесло было для меня хобби. Но затем я понял, что именно этим делом хочу заниматься, открыл свою мастерскую. Промысел начали популяризировать. В Богородске открыли Музей керамики.

Белая кость

Возрождается в нашем регионе традиционный народный косторезный промысел. Ещё в XVIII веке мастера Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объёмной небольшой скульптуры - фигурками львов, драконов, птиц, воинов. Возрождение промысла в XX веке связано с именем мастера Парфёна Черникова, которого пригласили в Нижний из известного центра косторезного искусства - Холмогоры Архангельской области. Сейчас резьбой активно занимаются в Варнавине.

Основное сырьё в производстве - трубчатая кость крупного рогатого скота. Форма материала, белый цвет и матовость поверхности и позволяют мастерам создавать самые разнообразные и очень оригинальные произведения. Это женские украшения, шкатулки, ларцы, настольные письменные приборы.

Изделия варнавинских косторезов отличает ажурная или рельефная резьба, гравировка. На костяной пластинке по контурам нанесённого рисунка ножом или другим режущим инструментом выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости.

Сказочная филигрань

Способны нижегородские мастера создавать поистине филигранные произведения. Это скань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Узор создаётся из медной проволоки вручную в виде определённого рисунка, поэтому каждое изделие уникально. В России одним из крупнейших центров сканного производства стало село Казаково Вачского района. А вот промысел к нам пришёл из Красного Села, что под Питером.

Скань - это всё-таки ювелирная техника. Поэтому основные изделия со сказочными замысловатыми орнаментами - это украшения, подстаканники, шкатулки, ларцы. Изящные, лёгкие, ажурные, они привлекают своей красотой.

Смотрите также: