Наука видеть прекрасное. Что изучают в фондах художественного музея?

Почему искусство не должно идти за публикой? Как сотрудники провинциальных музеев порой дополняют мировую историю искусства? Об этом «АиФ-НН» побеседовал с заместителем генерального директора по научно-просветительской работе Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Ириной Кузнецовой.

   
   

Находки в музее

Злата Медушевская, «Аиф-НН»: Ирина Николаевна, в чём заключается научная работа сотрудников музея?

Ирина Кузнецова: На самом деле и в выставочной, и в реставрационной, и в просветительской деятельности музеев есть место для науки. Но серьёзная научно-искусствоведческая работа связана с обработкой нашей огромной коллекции. В первую очередь это её каталогизация.

Основа Нижегородского художественного музея - русское искусство. В залах развёрнута ретроспективная картина русского искусства: от древнерусского раздела до искусства ХХ века. Представлены все направления, стили и мастера.

Иная ситуация в разделе западноевропейского искусства. Основа этой коллекции - национализированные после революции 1917 года предметы из частных коллекций усадеб и имений Нижегородской губернии. Каталогизацию коллекции западноевропейского искусства мы ведём по национальным школам живописи.

- В вашей работе бывают научные открытия? Или, скорее, это просто приведение коллекции в документальный порядок?

   
   

- Создание сводного каталога музейной коллекции - это исследовательская деятельность. Она, конечно, подразумевает интересные находки. Есть такое понятие - атрибуция музейного предмета. Мы устанавливаем автора, время и место создания произведения искусства. При этом исследователь опирается на анализ стиля, техники, материала, сюжета, манеры и т. д.

Чем шире круг прямых и косвенных данных, тем точнее атрибуция. Её результаты научный сотрудник представляет на суд фондово-закупочной комиссии музея, в ней 14 экспертов. Результат атрибуции может быть разным: от нового источника поступления экспоната в музей до изменения его названия. На основании протокола заседания комиссии мы вносим уже новую информацию в главные документы музея - инвентарные книги.

Спор о школах

- Коллекция западноевропейского искусства НГХМ скрывает много тайн, поскольку там много полотен неизвестных авторов…

- В конце 1940-х - начале 1950-х годов влиятельные эксперты из Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина делали визуальную экспертизу нашей коллекции западноевропейского искусства. Конечно, современные технологии дают искусствоведам более широкие возможности.

Отдельное здание для коллекции западноевропейского искусства мы получили в 1992 году. Я участвовала в создании постоянной экспозиции. Есть у нас картина «Стадо в Компанье» неизвестного автора. В инвентарной книге написано, что полотно относится к немецкой школе.

Но я склонялась к тому, что автор относился к школе голландской. С большим внутренним вопросом повесила полотно в зале немецкой живописи. Несколько лет назад к нам приезжала искусствовед, эксперт-технолог Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева Татьяна Максимова. Она работала здесь со своей аппаратурой. Её сопровождала сотрудница научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, которая изучала грунт, послойный анализ картин. Максимова мои догадки подтвердила: картина относится к голландской живописи ХVII века. Кстати, Максимова не определяет автора полотна. Она даёт сведения только о времени создания картины и определяет школу.

Если мы говорим об изменении даты создания, авторства экспоната, здесь требуется несколько независимых экспертиз. Визуальную оценку части коллекции западноевропейского искусства, которую мы относим к голландской школе живописи, некогда делали и сотрудники Фонда культурной инвентаризации и Института истории искусств из Нидерландов. Многое они подтвердили, но и разочаровали. Сообщили, что один из наших любимейших экспонатов - «Мужской портрет» Иоганесса Верспронка кисти талантливейшего художника времён Золотого века голландской живописи не принадлежит. Татьяна Максимова тоже подтвердила, что это неизвестный зарубежный художник. Мы вынуждены были заменить этикетку под полотном…

- И «лишились» полотна Верспронка в коллекции…

- Конечно, было жаль, но мы должны знать как можно больше о каждом нашем экспонате. Такая кропотливая работа дополняет общую историю искусства.

Венера в полях

- Часть научной деятельности музея - это создание выставок из его фондов. Вы формируете интереснейшие экспозиции из уникальных предметов, но зрительский ажиотаж вызывают привозные выставки под брендами Третьяковской галереи или Эрмитажа. Не бывает обидно, что ваша работа у нижегородцев менее популярна?

- Фондовые выставки - важная часть научной деятельности музея. Например, мы ввели форму открытого хранения коллекции художественного серебра XV - начала ХХ веков. Эти предметы никогда не демонстрировались раньше. Среди них есть уникальные работы Фаберже. Была выставка оригинальной графики, где мы показали более ста работ, отразив эпоху рисунка от Карла Брюллова до Александра Бенуа. Фондовая выставка «Красная Атлантида» представила около 200 работ советских художников. Часть из них также никогда не экспонировалась ранее.

Скоро откроется выставка репрессированного художника Василия Маслова. Наши сотрудники выиграли грант Министерства культуры РФ на её создание. Бывший беспризорник Василий Маслов в 1936 году в Москве организует первую выставку своих работ. После столицы она приезжает в Горький. Сам же Маслов вскоре арестован и осуждён на 10 лет без права переписки, то есть фактически на расстрел. 130 работ мастера, в основном великолепная графика, навсегда остаются в фондах нашего музея… Такая история.

Конечно, Эрмитаж, Третьяковка - это бренды. Даже не самые знаковые вещи из их коллекции вызывают ажиотаж у публики в регионах. Но порой громкие выставки из собраний нескольких музеев на самом деле держатся за счёт полотен из коллекции НГХМ. Ни одна зарубежная выставка авангардистов, которую проводит та же Третьяковская галерея, не обходится без работ Кандинского, Малевича, Родченко и других, принадлежащих нашему музею.

- Может, дело в желании следовать моде, а не просвещаться?

- Мы активно занимаемся просветительской деятельностью. Очень бы хотелось возродить её в районах области.

Помню, в 1970-е годы берёшь эпидиаскоп (прообраз видеопроектора), 60 слайдов на стёклах, выставку, как правило, горьковских художников, и на три дня едешь в один из районов. Разворачиваешь и открываешь выставку в местном Доме культуры, а в остальное время читаешь лекции в техникумах, в школах, на производствах. В архивных документах отражено, что годах в 60-х на страду возили оригиналы картин, вплоть до масштабной «Русской Венеры» Кустодиева. Как люди нас ждали! Как благодарны были!

Сегодня публику приходится завлекать. Например, акциями вроде «Ночь музеев». Хотя я не понимаю зачем глубоким вечером идти в музей, выстаивать огромную очередь и в толчее смотреть экспонаты, когда это можно сделать в любое удобное для вас время по очень приемлемой цене.

Я считаю, что искусство не должно идти за публикой. Оно должно звать за собой. В древней Греции говорили: «Нация гибнет тогда, когда искусство начинает развлекать, а не учить».

Ирина Кузнецова
Родилась в Ивановской области. В 1979 году окончила Институт им. Репина Академии художеств СССР. Член Союза художников России с 2003 года. Заслуженный работник культуры РФ. Заместитель директора по научной работе Нижегородского государственного художественного музея. Работает в НГХМ с 1973 года по настоящее время. Автор книг и статей по искусству.