Александр Ковалёв открыл IV Всероссийский фестиваль иронической поэзии, прошедший в конце 2011 года в Кстове Нижегородской области.
Расстаться с профессией энергетика
- Александр Николаевич, вы инженер-энергетик по образованию, а по совместительству и призванию - поэт, который умело работает в совершенно разных жанрах. Что же первым появилось в вашей жизни: «физика» или «лирика»?
- Наверное, всё-таки лирика. Писать стихи я начал ещё в подростковом возрасте, в чём-то повторяя любимых мною советских поэтов: Евгения Евтушенко, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Андрея Вознесенского…
Чуть позже поступил в Московский энергетический институт, где не только учился, но и активно пробовал свои силы в поэзии: посещал творческую мастерскую Александра Межирова (русский поэт и переводчик. - Прим. ред.), в Москве же появились мои первые публикации.
А ещё при нашем институте функционировал замечательный студенческий театр под названием «Агиттеатр МЭИ». В начале 70-х годов мне довелось там играть. Замечателен театр был в первую очередь людьми, с которыми удалось познакомиться и пообщаться в годы обучения. Ребята нашей труппы были одними из первых, кто услышал поэму Евгения Евтушенко «Под кожей статуи Свободы», причём из уст самого автора. Немного позднее нас этот же спектакль поставил Юрий Любимов (создатель московского Театра на Таганке. - Прим. ред.).
Сложилось так, что мы подружились с актёрами «Таганки», не раз, что называется, «через служебный вход», посещали спектакли, общались с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным, Марией Полицеймако, Александром Филипенко, Вениамином Смеховым… Как-то даже Высоцкий мне на гитаре пару аккордов показал. А ещё наш студенческий театр периодически выезжал на гастроли по городам Союза. Хорошее было время (улыбается).
А первые серьёзные литературные шаги я стал делать уже в Ленинграде, куда сам себя «распределил» как обладатель красного диплома. Работая по основной специальности, я также посещал литературное объединение при электротехническом заводе «Источник». Объединением руководил советский поэт-фронтовик Леонид Хаустов, мастер своего дела. Мы разбирали классику и творчество современных мэтров, читали свои творения. Леонид Иванович привил мне то, что называют питерской школой поэзии.
Постепенно я стал печататься в различных ленинградских, а потом и всесоюзных литературных журналах, начали выходить книги моих стихов. Вы знаете, после выхода второй книги у меня даже был соблазн расстаться с профессией инженера-энергетика и полностью посвятить себя литературе. Однако умные люди отговорили (улыбается).
В творческих биографиях часто пишут: работал там-то и там-то, перепробовал десятки профессий. Жизненный опыт вроде как. Это всё так, конечно, но, скорее всего, дела у автора по душе не было. А у меня есть. На одни литературные труды, к сожалению, сейчас не проживёшь.
Пародии после распада
- А что привело вас к написанию иронической поэзии и пародий? Ведь первые ваши стихи были либо гражданственной направленности, либо лирического характера.
- Эти жанры привлекли меня уже после развала СССР. Время было таковым, что просто невозможно было над ним не иронизировать, не составлять колкие сатиры, иначе - совсем худо. А жанром литературной пародии я занимаюсь исключительно в свободное от серьёзной литературной работы время, ради собственного удовольствия и из любви к друзьям по литературного цеху, которые по определению не могут быть плохими поэтами. Пародии на плохих просто не пишу.
Вот и на недавно прошедшем фестивале иронической поэзии я представил на суд зрителя цикл своих пародий под названием «Классики и нолики», «Классики и современники» изначально. В этом фестивале я участвую уже четвёртый год, приобрёл здесь хороших друзей, единомышленников. Мне кажется, что ирония сейчас нужна народу даже больше, чем лирика. Она не даёт людям унывать.
- В 1979 году вы написали поэму «Урочный час» об отношении поэта, творческого человека и эпохи, в которой он живёт. Появившаяся в советское время и в дальнейшем многократно дополняемая, актуальна ли она в современной России?
- Негатив по отношению к реалиям жизни вольно или невольно копится в общественном сознании во все времена. И в этом смысле наше время - не только не исключение, а как раз наоборот, полно этого негатива - несправедливости, убожества социальных, образовательных и культурных процессов… И если рассматривать поэму с этой точки зрения, «Урочный час» - это актуальное во все времена размышление поэта и гражданина о времени, об обществе и о себе в этом обществе.
До «Челси» далеко
- Вы человек, добившийся успеха в разных сферах. Есть ли какие-то творческие и жизненные вершины, к которым ещё стремитесь?
- В реалиях сегодняшнего дня человеком, много добившимся в жизни, следует, наверное, считать владельца футбольного клуба «Челси» или, по крайней мере, особняка на Рублёвке. Увы, этим я похвастать не могу.
Что же касается неких моих творческих и профессиональных успехов, то я просто работал, старался честно делать то, что мне интересно, не особенно думая о том, как это трансформируется в ученые звания или престижные литературные премии. Знаете, как говорится, полжизни работал на собственную репутацию, теперь она работает на меня. На том и стою.
Смотрите также:
- На озеро за рифмами. Нижегородские школьники учатся слышать слово →
- Евгений Евтушенко: Жизнь нам портит не правительство… →
- Валерий Золотухин: «А мне нравится жизнь!» →